Философия, её предмет и роль в обществе

ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

1. Общая характеристика философии 17-18 вв.

2. Философия Френсиса Бэкона.

1. Общая характеристика философии 17-18 вв.

Философия этого периода характеризуется новым расцветом философской мысли, широким распространением материалистических идей, активной борьбой материализма против идеализма и религии. Распространение материализма было вызвано следующими основными причинами:

1) Буржуазия не могла победить феодализм без опоры на науку, ибо основа экономического могущества нового класса – машинное производство – было невозможно без систематического изучения объектов и процессов природы. Поэтому объективный, реальный мир становится главным объектом изучения, как естествоиспытателей, так и философов. В этой обстановке формируется идея активности субъекта – человека. Дух новой эпохи чётко отразил лозунг Френсиса Бэкона «Знание – сила».

2) Развитие естествознания поставило перед философами новые вопросы: о методах познания, о роли чувств и разума в познании природы. И хотя отдельные высказывания о природе научного познания встречаются и у творцов естествознания – Галилея, Ньютона, но только философы пишут специальные работы о методах научного познания.

3) С разрушением феодальных отношений всё более устранялась зависимость человека от различного рода авторитетов, в том числе от божественного авторитета. И только в такой новой обстановке мог появиться лозунг Лондонского королевского общества (1660 г.) «Ничего на веру».

Материализм 17-18 вв. в отличие от наивного материализма древнегреческих философов, обладал огромным преимуществом. Он опирался на выдающиеся открытия естественных наук того времени. К наиболее выдающимся философам материалистам 17 в. относятся Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, 18 в. – Д.Дидро, Гольбах , Гельвеций, М.В.Ломоносов. Заслуга материалистов состояла в том, что они объясняли мир исходя из него самого. Основой мира считали вечно движущуюся материальную субстанцию, а человека считали частью природы. Они доказывали возможность познания мира. Они считали, что душа человека при рождении не содержит никаких врождённых идей. Она чиста, как белый лист бумаги, а весь текст получает в течение жизни из опыта. Материалисты 17-18 вв. резко критиковали идеализм, религию, мистику. Они сознательно обосновывали атеизм (отрицали существование бога). Гольбах написал «Карманное богословие», где критиковал религиозные предрассудки в сознании людей. Французские материалисты создали знаменитую «Энциклопедию» – свод наук, искусств и ремёсел, которая подытожила развитие всей предшествующей философской мысли. Она стала идеологической подготовкой Великой французской буржуазной революции. На идеи французских материалистов, с их главным принципом решающей роли внешних условий в воспитании человека опирались и представители утопического социализма (Фурье, Оуэн).

Наряду с крупными достижениями материализм 17-18 вв. имеет и существенные недостатки. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» выделил три основных недостатка материализма 17-18 вв.: Метафизичность, механицизм, идеализм в понимании человека и общества.

1) Само название «метафизический материализм» говорит о разрыве материализма и диалектики. В этот период господствующим стал метафизический подход к действительности, когда объекты и отражающие их понятия рассматривались как неизменные, изучались один независимо от другого. Если наивный материализм в целом верно схватывал общий характер всей картины природы, но был недостаточным для объяснения частностей, из которых она складывается, то материалисты 17-18 вв. стали подробно изучать эти частности, но вырывали их из естественно-исторической связи, исследуя каждую из них по отдельности. Единая природа распадалась на отдельные части, изучаемые отдельными науками. Учёным казалось, что земля, солнце, животные и растения неизменны. Если изменения и признавались, то они понимались упрощённо, как простое увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. как количественные изменения. Качественные изменения отвергались. Абсолютизация такого подхода, когда отдельные явления вырывались из целостной природы, рассматривались изолированно друг от друга, и получила название метафизического метода.

2). В этот период особое развитие получила механика. Её законы абсолютизировались. Они переносились на изучение не только органической природы, но и общественных явлений. И сам человек рассматривался как определённая машина. Философ-материалист Ламетри написал книгу «Человек-машина».

3). Идеализм в понимании общественной жизни. Философы 17-18 вв. были материалистами лишь в понимании природы. Т.е. они доказывали, что материя первична, а сознание вторично. Но в тоже время они были идеалистами в понимании общества, в понимании истории. Ибо они считали, что главной причиной, определяющей основой развития общества являются духовные факторы в деятельности людей, в том числе воля и сознание людей.

Эти недостатки материализма 17-18 вв. были замечены идеалистами, как субъективными – Беркли, Юм, так и объективными – Декарт, Лейбниц, и использованы в борьбе против материализма. Беркли – английский философ, епископ главной задачей поставил опровержение материализма, и прежде всего – учения о материи. Он утверждал, что человек не может чувственно воспринимать материю, как таковую, материю в целом, что сама идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей, которые даны чувственно в опыте. Поэтому в ней не нуждается ни наука, ни философия. А вещи – это комбинация ощущений. Ощущение превращается в самостоятельную сущность. Юм писал: "Мы не знаем, что стоит за нашими ощущениями, может быть это материя, как считают материалисты, а может быть дух, как утверждают идеалисты. Мы имеем дело только с нашими ощущениями, и познаём только их».

2. Философия Френсиса Бэкона. Бэкон – знаменитый английский философ, политический деятель, основоположник метафизического материализма. Бэкон утверждает что природа, материя первична, а сознание вторично. Материю он рассматривает как всякую основу и первопричину всего сущего, обладающую различными формами движения. Он утверждал: из ничего ничто не происходит, и ничто не уничтожается. Движение он понимает не только как механическое, но и как стремление, жизненный дух, сопротивление, инерцию, колебания и т.д. Пространство и время по Бэкону существуют объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Но Бэкону была чужда идея развития. Признавая разнообразие форм материи, он утверждал, что количество её форм или законов и простых натур или качеств конечно, а конкретные предметы могут быть разложены на простые натуры без остатка, сведены к ним. А всё многообразие форм движения материи он сводил к 19 видам, а сам процесс движения характеризовал как круговой процесс.

В тот период это был передовой метод, но в основе своей метафизический. Бэкон явился первым критиком идеализма древнего мира и схоластической философии средних веков. Заслугой Бэкона является разработка теории познания. Он доказывает, что природа познаваема. Это решается не спорами, а опытом. Но на пути познания человеком мира существует много препятствий – идолов. Он выделяет прежде всего четыре вида идолов, с которыми человек должен бороться.

1) Идолы рода – ложные представления, присущие всему человечеству, следствие ограниченных возможностей разума и чувств. Люди приписывают природе свою собственную природу, искажая действительность. Идолом рода Бэкон считает телеологию – утверждение, что всё в мире целесообразно. А также обобщения, без обоснования фактами.

2) Идолами пещеры он назвал искажённые представления людей, которые зависят от образования, воспитания, привычек, предрассудков.

3) Идолы площади (или рынка). Неправильное употребление слов, в которые вкладывается различный смысл, приводит к пустому спору. Также употребляются слова, обозначающие несуществующие вещи – например рай, эликсир молодости.

4) Идолы театра. Жизнь на сцене и реальная жизнь – это не одно и то же. Что хорошо для театра, то не годиться для науки. Бэкон выступал против игры словами, против суеверий.

Бэкон видел задачу философии в том, чтобы обосновать опытный, эмпирический, индуктивный метод познания и освободить познание от идолов.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

4. Особенности научного познания.

1.Сущность философского понимания познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

Диалектико-материалистическая философия доказывает, что материя существует объективно. И задача человека – познать материальный мир, его законы, а также свой собственный внутренний мир, своё сознание.

Представители метафизики рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на изменение природы и общественной жизни. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Научные, политические теории применяются на практике и преобразуют природу и общество.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Истина – это знания, которые соответствуют действительности. Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности.

Сложной проблемой является выбор критерия, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Прагматизм (англо-американская философия) предлагает считать критерием полезность знания. Т.е. истинным является то, что приносит пользу. Конвенционализм считает критерием общепризнанность знания. Т.е. истиной является то, с чем согласно большинство. Это ошибочные критерии. Другие критерии истины: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

4. Особенности научного познания. Наука отличается от других форм познавательной деятельности следующими чертами: 1) объективность – особенности субъекта не должны влиять на результаты исследования (в отличие, например, от художественного отражения действительности); 2) обоснованность – знания признаются научными истинами, если имеют достаточные доказательства (в отличие от религиозной веры); 3) существенность – наука должна раскрывать сущность, а не ограничиваться описанием явлений; 4) систематичность – наука формирует систему взаимосвязанных теорий (в отличие от разрозненных и противоречивых обыденных знаний).

Научное познание включает в себя два уровня (или этапа): на эмпирическом уровне происходит накопление фактов, а на теоретическом – их обобщение и создание теорий.

Эффективность научного познания зависит от применяемых методов. Понятие «метод» означает путь, способ достижения цели. Метод познания – это совокупность приёмов и средств, используемых в изучении действительности. По широте применения методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Частнонаучные методы применяются в узкой области, в одной или нескольких науках (метод спектрального анализа). Общенаучные методы применяются в большинстве наук. Наблюдение – целенаправленное изучение внешних сторон и свойств объекта. Эксперимент – это метод изучения объектов в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Сравнение – сопоставление предметов, выделение общих и различных признаков. Анализ – разделение объекта и изучение по частям. Синтез – соединение частей и изучение объекта как целого.

Всеобщим методом познания является философский, диалектический метод. Он используется не только в науке. Любой человек, стремящийся познать истину, должен помнить требования диалектики: объекты необходимо рассматривать во взаимосвязи, в движении и развитии. Необходимо видеть противоречия как источник развития, единство количественных и качественных изменений.

История науки представляет собой сложный и противоречивый процесс. Рост научного знания выглядит не как накопление, а как революционная смена фундаментальных представлений о мире. Периоды количественного накопления знаний сменяются периодами качественных скачков. Некоторое время наука развивается поступательно: новые знания присоединяются к старым, основные теории и принципы образуют научную картину мира, которая поддерживается большинством учёных. Но постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в старую картину мира, и под их давлением она разрушается. Начинается научная революция, в результате которой формируется принципиально новое представление о мире. И на основе новой картины мира наука опять начинает развиваться поступательно. Некоторые старые теории могут войти в новую картину мира в качестве частных случаев.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти что угодно. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели).

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные заключения. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие черты множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют общие черты в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: как происходит развитие? Знание этого закона позволяет раскрыть механизм развития, выделить его этапы.

Количество – это определённость предмета, которая характеризует степень развития или интенсивность его свойств (размеров, массы, температуры, скорости движения и др.), и которая выражается в величинах и числах.

Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки и отличает от предметов с другим качеством.

Свойство – это одно из проявлений качества предмета, которое обнаруживается во взаимодействии с другими предметами.

Мера – интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество.

Любой предмет испытывает постоянные количественные изменения, т.к. материя не существует без движения. Меняются его отдельные характеристики и состояние в целом. Но если эти изменения остаются в пределах меры, то предмет продолжает оставаться самим собой, в данном качестве. Со временем количественные изменения накапливаются, нарушают меру и приводят к качественным изменениям. Предмет переходит в новое качество, становится чем-то иным. Например, облако водорода в космосе сжимается, вспыхивает и становится звездой, семена прорастают и становится растениями, научные факты накапливаются и обобщаются в новую теорию.

Переход количественных и качественных изменений является взаимным, т.к. с рождением нового качества рождается и новая мера, т.е. открывается дорога новым количественным изменениям.

Переход к новому качеству называется скачком. Скачки могут быть как мгновенными, занимая доли секунды, так и длительными, продолжаясь миллионы лет. Наиболее крупные скачки в развитии нашего мира: рождение Вселенной в Большом взрыве, возникновение жизни на Земле, появление человека.

Применительно к общественному развитию употребляются понятия эволюция и революция. Эволюция, в данном случае, означает постепенные, количественные изменения в обществе, революция – коренные, качественные.

4. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие? Знание этого закона позволяет определять траекторию развития.

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производиться через отрицание. Каждый новый этап развития является отрицанием прежнего этапа. Но отрицания могут быть разными. С позиции метафизического мышления – отрицание – это всегда полное уничтожение старого. Такие метафизические отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития.

Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития.

Одним актом отрицания не исчерпывается развитие объекта. В процессе развития могут возникнуть условия, когда первое отрицание само, в свою очередь, отрицается, и объект может вернуться к исходному состоянию. Но третья стадия повторяет первую только формально, а содержательно стоит выше её, т.к. является диалектическим синтезом двух предшествующих этапов (полная обратимость невозможна). В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне.

Цикл развития реальных объектов может состоять не из двух, а из большего числа этапов отрицаний.

Таким образом, закон отрицания отрицания описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.

Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность.

В мире происходят различные циклические процессы. В реальных процессах абсолютная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта. В неживой природе распространены колебания и волны, которые не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию. Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории, этапы в жизни человека.

ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

1. Общее понятие о категориях диалектики.

2. Основные парные категории диалектики: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление.

1. Общее понятие о категориях диалектики.

Каждая наука имеет свои понятия, имеет свои понятия и философия. Но в отличие от понятий всех других наук, философские понятия – это самые общие и всеобщие понятия. Их называют категориями. Например: бытие, материя, сознание, истина и др. Существуют парные категории. В философских категориях отражается объективно существующее, самое общее и всеобщее в предметах, процессах и явлениях. С этой стороны их изучает раздел философии – диалектика.

Философские категории являются также ступеньками в познании человеком мира и всеобщими методами познания, т.е. с помощью этих категорий мы познаём мир. В этом качестве философские категории изучает другой раздел философии – теория познания (гносеология).

Философские категории являются также формами человеческого мышления, т.е. с их помощью мы упорядочиваем, классифицируем изучаемый материал. Отделяем существенные признаки от несущественных, частные от общих, случайное от необходимого. В этом качестве философские категории изучает ещё один раздел философии – диалектическая логика.

2. Основные парные категории диалектики. Единичное и общее. Единичное – это предмет, во всей совокупности присущих ему признаков, свойств, черт, составляющих его количественную и качественную определённость, отличающих его от других предметов. Общее – это объективно существующая общность, а всеобщее – всеобщность конкретных предметов или их признаков, свойств, черт. Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего и всеобщего как единичное. (пшеница – единичное, злаковое – особенное, растение – общее или всеобщее).

Единичное, особенное, и общее существуют объективно, независимо от сознания людей. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, благодаря которым он становится неповторимым. Но, в тоже время, он обладает чертами, делающими его похожим на другие предметы. В некоторых предметах преобладает единичное, и они уникальны. В других предметах преобладает общее, и они являются типовыми, стандартными.

Единичное и общее взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны.

Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие. Отличие философии от частных наук состоит в том, что она изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину.

Признаки причинной связи: 1) Причинная связь – это связь порождающая. Причина порождает следствие, передавая ему материю, энергию, информацию; 2) временная асимметрия - причина необратимо предшествует следствию, и они не могут сосуществовать одновременно, иначе будут нарушены законы сохранения; 3) Закономерность - в одних и тех же условиях неизбежно наступают одни и те же причинные связи. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия; 4) пространственная и временная смежность - если причина и следствие разделены в пространстве и времени, то между ними всё равно должна быть цепочка, передающая материальное воздействие.

Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения.

Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.

Необходимость и случайность. Необходимость – это событие, которое происходит неизбежно, т.к. вытекает из самой сущности материальных процессов. Случайным является событие, которое может произойти или не произойти, т.к. вытекает из внешних условий.Например, старение и смерть организма неизбежны, заложены в его природе. Но когда именно и как наступит смерть – это зависит от бесконечного множества внешних условий и может быть случайным.

Данные категории нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных условий, т.к. не существует абсолютной случайности или необходимости. Одно и тоже событие может в одних условиях быть случайным, а в других – необходимым. Чем больше учитывается условий, тем меньше остаётся случайностей. Но учесть все условия невозможно в принципе. Для этого пришлось бы полностью познать бесконечный, меняющийся мир. Всегда может повлиять неучтённый фактор и произойти случайное событие.

Необходимыми связями являются законы, но и они зависят от условий. В реальности условия могут измениться, могут повлиять неучтённые условия, и тогда закон не реализуется.

Необходимость и случайность объективны. Они зависят от условий, но не зависят от наших знаний об условиях. Т.е. объективно, независимо от наших знаний, в данных условиях какие-то события происходят неизбежно, а какие-то случайно.

Для описания степени случайности или необходимости события применяется категория «вероятность». Строго говоря, необходимостью является событие, вероятность

Наши рекомендации