Понятия «категория» и «закон».

Категории – это предельно общие понятия, в которых отражаются всеобщие сущностные свойства и связи предметов и явлений.

Чем более развит понятийно-категориальный аппарат, тем большим кол-вом сущностей овладела наука.

Категории отображают внутренние связи.

Закон выражает внутреннюю необходимую, существенную, повторяющуюся, объективную связь предметов и действительности.

Закон определяет характер функционирования и развития предмета.

На основе законов человек способен изменять природу.

Связь между законом и категорией:

1. В онтологическом аспекте они находятся в единстве

2. В гносеологическом аспекте: категории и понятия – это основа для формирования законов.

Типы законов.

Классификация законов:

- по степени общности:

1. частные законы (физика, химия)

2. общие законы (законы общества)

3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении.(диалектика).

Объективные законы – законы объективного мира.

Субъективные, духовные законы .

Законы природы

Законы общества – законы деятельности людей, обладающих сознанием.

Динамические – строгая последовательность.

Вероятностные – мир – множество вероятных событий.

Законы диалектики.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Источником и содержанием всякого развития и движения являются противоречия, борьба противоположностей. Этот закон отображает формы движения и развития и раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

Противоречие – это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон.


Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

Наши рекомендации