Лекция 2. Античная философия.

1. Основные черты и этапы античной философии.

2. Натуралистический этап античной философии.

3. Гуманистический этап античной философии.

4. Платон, Аристотель – классики древнегреческой философии.

5. Эллинистические школы: киники, скептики, стоики, эпикурейцы. Неоплатонизм.

1. Основные черты и этапы античной философии.

Первый исторический этап возникновения и развития философии – античный период, античная философия, существовавшая с конца 7 – 6 в. до н.э. и до 6 в. н.э., т.е. более 1200 лет, включающая самые разнообразные воззрения, но при представляющая собой нечто целостное, ставшее фундаментом всей западноевропейской цивилизации.

Величайшим достижением древнегреческих философов стала постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, нравственном долге, месте и роли человека в мире, о любви и дружбе и о многом другом.

Периодизация античной философии

Периоды Представители Основной интерес
Натуралистический Милетская и Пифагорейская школа, Демокрит, Гераклит Природа, космос
Гуманистический Сократ, софисты Человек
Классический Платон, Аристотель Систематизация философского знания
Эллинистический Киники, Скептики, Стоики, Эпикурейцы, Неоплатонизм Моральное обустройство людей Единое – Благо Синтез всех проблем

Лекция 2. Античная философия. - student2.ru

Надо отметить, что античная философская литература в значительной своей части не дошла до нас, все труды философов первого периода и многие последующих погибли, от них уцелели лишь фрагменты, а также те части, которые приводились в трудах более поздних античных авторов.

Основные черты античной философии:

1. синкретичность – слитность, нерасчлененность важнейших проблем (Космос, мир…)

2. космоцентричность – философия охватывала весь Космос и человека как его часть

3. пантеистичность - космос – природа – абсолютное божество

4. разработка понятий (концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, смысла слова у стоиков и т.д.)

5. разработка этики добродетелей

6. функциональность – способность быть практическим руководством, давать ответы на кардинальные вопросы.

2. Натуралистический этап античной философии.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес из Милета (625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик, был известен, много путешествовал. Он произвел переворот в мировоззрении, отказавшись от мифологического толкования, попытался найти физическое начало всех вещей, выдвинул идею субстанции, т.е. первоосновы, которую усмотрел в воде.

«Все происходит из воды и в воду же обращается».

Положением «все из воды» была дана отставка Олимпийским богам, начался путь естественного объяснения природы, зародилась мысль о единстве мироздания.

Преемник Фалеса – Анаксимандр (610-540 до н.э.) выдвинул идею бесконечности миров. У него в качестве первоосновы выступает апейрон – беспредельная субстанция, бесконечное созидательно-движущее начало, не доступное восприятию, но постижимое разумом.

Третий представитель школы – Анаксимен (585 – 525 до н.э.) – первоначалом всего считает воздух, все вещи представляют собой модификации воздуха, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Милетцы впервые поставили вопрос: «Из чего все?» и положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: идее субстанции, первоосновы.

Ими были высказаны немаловажные идеи о переходе материи из одного состояния в другое, о движении, величине, форме небесных тел и их расположении, причине солнечных затмений и мн. другом.

При этом милетцами вовсе не отрицается божественная природа мира, сам мир выступает у них как божество.

Фалес:

Старше всех вещей Бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего Космос, ибо он творение Бога.

Больше всего Пространство, ибо оно вмещает все.

Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает все.

Сильнее всего необходимость, ибо она одолевает всех.

Что трудно? - Знать себя.

Что легко ? – Наставлять другого.

Что всего слаще? – Успех.

Что есть божество? – то, у чего нет начала и конца.

Как прожить самую праведную жизнь ? – Не делать того, в чем упрекаешь других.

Кто счастлив? – Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан.

Какие взносы внесешь родителям – такие взымай и с детей.

Где порука, там беда.

Не множество слов доказывают рассудительность мнения.

Пифагор и его школа.

Пифагор (6 в. до н.э.) первым назвал философию философией, он организовал школу, оставившую значительный след в развитии философии и математики.

Сущность вещей, скрытый смысл явлений и законов природы пифагорейцы усматривали в числах, их свойствах и отношениях. Они занимались разработкой математических доказательств, что способствовало развитию принципов рационального типа мышления.

Пифагорейцы считали, что гармония вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Им принадлежит также идея перевоплощения души, которая, по Пифагору, бессмертна.

Гераклит Эфесский

Гераклит из Эфеса (ок. 530 – 470 до н.э.) является великим диалектиком античного мира. Принадлежал к царскому роду, но отказался от сана в пользу брата, был гордый и нелюдимый.

Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет. В одну и ту же реку нельзя войти дважды». «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Все лишь становится, все изменчиво. Это привело к крайнему скептицизму его ученика Кратила, который считал, что ни о чем нельзя утверждать, ибо все течет, «скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного», «В одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды». Кратил отрицал возможность правильно называть вещь и предпочитал молча указывать на них пальцем. Гераклит же понимал, что текущая река «изменяясь, покоится».

По Гераклиту переход из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым для всего законом. Логос у него эквивалентен огню: огонь разумен и является причиной управления всем». Мир единый, не создан, а был, есть и будет вечно живым огнем, тождественным божеству.

Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Гераклит делал упор на изменчивость бытия. Элеаты подвергли критике его учение и отметили другую сторону – устойчивость, сохранение вещей. Парменид утверждал, что ничто не изменяется: «Ничто не может стать чем-нибудь» и «нечто не может превратиться в ничто».

Ксенофан (565 – 473 до н.э.) – философ-поэт, изложивший свое философское учение в стихах, несмотря на бедность и скитания прожил почти 100 лет.

Ксенофан высмеивал Богов в человеческом виде и с человеческими пороками, т.е. антропоморфизм в религии. Писал, что эфиопы изображают своих богов плосконосыми, а фракийцы – с голубыми глазами и грубыми чертами, т.е. похожими на себя. Это ярко свидетельствует о том, что такие боги – создания людей, считал, что бог ни телом, ни духом не похож на человека.

Ксенофан полагал, что земля появилась из моря и ссылался на то, что вдали от моря в горах находя раковины, а на камнях – опечатки рыб и морских растений. Т.о. рассуждения Ксенофана – пример строгой логики научного порядка.

В познании Ксенофан скептик: «Ничего нельзя знать достоверно». «Людям не истина, а лишь мнение доступно». Чувственное познание дает лишь видимость, а не истинное знание.

Парменид (конец 7 – 6 в. до н.э.) – философ и политический деятель, выходец из знатной семьи. Молодость провел в забавах и роскоши, потом пресытился праздностью и захотелось чего-то стоящего.

Написал поэму «О природе», где путь познания представлен в виде описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. Главную роль в познании Парменид уделяет разуму, который является критерием истины, а вспомогательную – чувствам, которым доступно лишь мнение, им нельзя доверять, т.к. в них нет точности.

Центральные идеи Парменида о бытии: - о предметной отнесенности мысли: мышление всегда относиться к чему-то, невозможно помыслить ни о чем; - о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени. Только бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ, политический деятель, ученик Парменида, талантливый учитель и оратор. Развивал логику, является автором знаменитых апорий, вызывающих интерес и по сей день. Им посвящены целые книги.

Зачастую житейское понимание вещей и процессов не дает подлинного знания их природы. Апории Зенона позволяют вскрыть внутренние противоречия, например, процесса движения. Апория «Стрела»: Двигаясь, стрела в каждый момент времени занимает определенное место в пространстве. Она неподвижна в каждый момент времени, движущаяся стрела не движется ни в том месте, которое занимает, ни в том, которое не занимает. Получается, что движение есть сумма покоящихся точек. Движение невозможно. Обозначается выход за рамки обыденного мышления и философский поиск тайны движения.

Диоген для опровержения довода Зенона о том, что движения нет, стал ходить перед ним. А.С. Пушкин выразил это в стихах:

«Движенья нет! –

Сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал,

Но стал пред ним ходить».

Позднее Элея оказалась под гнетом тирана Неарха. Зенон составил заговор против него, за что был арестован. Неарх допрашивал его о сообщниках, тогда Зенон назвал всех придворных, Неарх был встревожен, растерялся. Зенон же обратился к зрителям и сказал: «Если вы согласитесь остаться рабами из боязни мучений, которым, вы видите, что я подвергаюсь, то я могу только удивляться вашей трусости». При этих словах он откусил себе язык и выплюнул в лицо тирану. Народ, возбужденный данной сценой, кинулся на Неарха и убил его.

Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.), философ знатного рода, много путешествовал, на востоке научился тайнам медицины, магии.

Значительную часть состояния раздал в приданое бедным девушкам, выдавал их за знатных людей. Сего именем, как и с именем Пифагорасвязана масса легенд, ему приписывают чудодейственную силу, пророчества, исцеления, власть над дождем и т.п. Он носил одежду жреца и был окружен многочисленной свитой. Сам себя считал божеством и, согласно легенде, прыгнул в Этну, желая доказать свою божественную сущность, но сгорел.

Он первый выдвинул эволюционную гипотезу, а вовсе не Дарвин, а также принцип выживания более приспособленных.

Его наблюдения:

- если сосуд погружать кверху дном в воду, она в него не проникнет;

- растения имеют пол;

- солнечное затмение вызывается прохождением Луны между Солнцем и землей.

Эмпедокл писал стихами. Первоначалом всего считал четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь. Полагал, что развитие идет по кругу сменяющихся состояний: господство любви, затем разложение всех элементов из-за преобладания вражды, абсолютное разобщение элементов – господство вражды, - постепенное объединение, вследствие преобладания любви. Интересно, как он представлял состояние вражды, в пространстве носятся разобщенные головы без шей, руки, глаза, волосы, внутренние органы… но восстает сила любви, и все стремиться к гармоничному единению.

Атомизм Демокрита.(470 - ? но умер в глубокой старости).

Демокрит утверждал, что мир есть единое целое, состоящее из мельчайших неделимых частиц – атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности. Соединение атомов, различные типы взаимодействия между ними образуют все многообразие природы. Душа, по Демокриту, также состоит из атомов и рассеивается после смерти человека. Мало того, и бог состоит из атомов и является космическим разумом. Идея атома содержала в себе принцип предела делимости материи, что обозначило качественно новый уровень философского постижения.

Демокрит стоял на позициях детерминизма. Детерминизм – принцип, согласно которому все вещи и явления в мире причинно обусловлены, все происходит по какой-либо причине, нет случайных событий, случайные события – это такие события, причина которых неизвестна. Противоположная позиция - индетерминизм, отрицающий наличие причинно-следственных связей. Демокрит говорил: «Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством».

Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Оригинально его понимание чувственного познания: человек может слышать и видеть благодаря тому, что из вещей происходит проистекание флюидов, от вещей отделяются тончайшие пленки и втекают в глаза, уши и т.д.

3. Гуманистический этап античной философии.

Воззрения Сократа – поворотный пункт в развитии античной философии (469 – 399 до н.э.). Его имя связано с идеей мудрости до наших дней. Он был народным мудрецом, философствовал на улицах и площадях, ничего не писал. Поэтому о философии Сократа известно из трудов его учеников Платона и Ксенофонта.

Сократ – родоначальник диалектики как искусства ведения диалога. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника, приведении его к истине посредством наводящих вопросов. Сократ образно назвал свой метод майевтикой, что переводится как повивальное искусство, т.к. Сократ помогал в ходе беседы рождению истины. Целью всей его жизни было утверждение авторитета знания, служение истине.

Сократ первым стал использовать дедуктивные доказательства и давать определения понятиям, при этом он двигался от общего к частному. Например, рассуждение о прекрасном: прекрасное не равно одной вещи – прекрасная девушка, прекрасный меч, прекрасная кобылица и т.д. Но все прекрасные вещи имеют что-то общее, благодаря чему они могут все называться прекрасными. Это их общая идея – эйдос. Таким образом общее усматривается умом и относится к миру ума, а не вещей. При объяснении мира надо начинать с общего.

У Сократа впервые в центр философии поставлен человек, его душа и сущность. Он раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, своеобразие сознания по сравнению с материальным бытием. Сократ возвел в философский принцип изречение «Познай самого себя» – призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах. Для Сократа нет ничего выше этического. В вопросах этики он – рационалист, считал, что добродетель проистекает из знания: кто знает, что такое добро, не станет поступать дурно. Добро – есть знание. Основными добродетелями считал три: умеренность – знание как обуздать страсть, храбрость – знание, как преодолеть опасность, справедливость – знание, как соблюдать законы человеческие и божественные.

Что касается политических взглядов, Сократ считал, что власть должна принадлежать лучшим. Не все избирающие разбираются в политике и могут оценить кандидатов по достоинству, за что критиковал Афинскую демократию.

В конце жизни Сократ был приговорен к смерти за «развращение юношества» своими идеями и непризнание принятых богов. Друзья предлагали ему бежать, организовали побег, но Сократ отказался от побега, не желая нарушать законы страны и полагая, что побег будет означать отказ от убеждений. По приговору Сократ принял яд – цикуту, перед смертью он держался очень спокойно и достойно. Подробно об этом эпизоде жизни и смерти Сократа можно узнать из диалога Платона «Федон».

История сохранила и имя жены Сократа - Ксантиппы, злой нрав которой и терпение, с которым Сократ его переносил стали причиной того, что имя Ксантиппа стало нарицательным и служит для обозначения злой и сварливой жены. Однажды, когда Сократ шел домой она вывалила на него таз арбузных корок. Сократ же говорил, что такая жена дана ему судьбой для того, чтобы закалять характер.

Софисты

Основой политического устройства Афин была рабовладельческая демократия: рабовладельцы были равны перед законом и могли участвовать в делах полиса, что требовало определенных знаний, в том числе риторики и философии. Такая потребность удовлетворилась появлением первых учителей. Они учили «мудрости», поэтому Сократ с иронией назвал их софистами – т.е. мудрецами: раз они учат мудрости, то сами должны быть мудрыми. Сам же Сократ о себе говорил: «я знаю только то, что ничего не знаю». Сократ сначала был учеником софистов, потом же – их непримиримым оппонентом. Софисты (5-4 в. до н. э.): Протагор, Продик, Горгий и др.

Софисты стремились развивать искусство спора, говорить логично, лаконично и красноречиво. Внимание софистов было сосредоточено на человеке, проблемах коммуникации, приемах убеждения, доказательства, при этом зачастую независимо от истинности доказываемых положений. Для этого часто нарушали законы логики и прибегали к нелепым ходам мысли: «Имеете ли Вы то, что не теряли ?» - «Рога вы не теряли ?» – «Значит вы их имеете». Так софисты дошли до идеи, что все можно доказать, и все можно опровергнуть, в зависимости от обстоятельств и интересов, т.о. софисты отошли от стремления к истине. Такие приемы мышления стали называться софистикой.

Например, нарушение логического закона тождества:

Спорим, я могу говорить по-французски? – По-французски.

Ученик Протагора Еватл сказал: «Я заплачу за учебу, когда стану работать, если выиграю свой первый судебный процесс». Не стал работать. Протагор подал в суд. Протагор: «Если он выиграет – заплатит, если я выиграю – получу деньги по суду». Еватл: «Если он выиграет – не заплачу, так как проиграл первый процесс, я выиграю – не заплачу по решению суда».

Суть воззрений софистов выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Т.е. утверждается относительность всякого знания, доказывается, что на всякое утверждение может быть с равным основанием выдвинуто противоречащее утверждение. Объективной истины, согласно софистам, не существует. Сократа не устраивало засилье относительного в рассуждениях софистов. Сократ требовал выработки общих законов мышления, стремился к объективной истине.

Софистика используется в судебной практике: адвокат должен защищать, а прокурор обвинять подсудимого, в прессе, в дипломатии. «Каждая власть устанавливает свои законы, полезные для нее самой» - как будто сегодня сказаны слова софистов. Или, например, образ разведчика : свой - доблестный герой, вражеский же - шпион – хитрый, подлый, беспринципный и т.п.

Не смотря на это, софисты были крупными мыслителями, положили начало исследованию человека, способствовали развитию логического мышления и гибкости понятий.

4. Классический этап античной философии.

Значительную работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон и Аристотель.

Платон (427 – 347 до н.э.) является классиком античной философии. На самом деле его звали Аристоклом, Платоном же его прозвали за ширину плеч, Платон переводится как плотный, широкий. Платон является учеником Сократа и автором «Апологии Сократа», свыше 30 философских диалогов («Софист», «Критон», «Государство», «Парменид» и т.д. ).

В философской системе Платона присутствуют все четыре составные части философского знания того времени: онтология, космология, гносеология и этика.

В онтологии Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, неделимое, постигаемое только разумом. Действительность у Платона разделена на два мира: мир идей и мир вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Согласно взглядам Платона, идеи объективны, т.е. существуют вне и независимо от сознания человека отдельно от вещей. Отдельные вещи создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что существуют их идеи: например, деревья существуют потому, что существует идея дерева, колесо – потому, что есть идея колеса, предметы искусства – потому, что есть идея прекрасного. Материя же выступает как первичный бесформенный материал, возможность, а не действительность.

Однако Платон не продвинулся до достаточного объяснения связи между идеей (сущностью) и вещью (явлением).

Т.о. Платон явился основателем объективного идеализма. (задание к семинару – разобраться, что такое идеализм, объективный и субъективный идеализм и что такое материализм).

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считает, что бессмертная душа свободно путешествует в поднебесье и созерцает мир идей. Душа попадает к человеку при рождении вместе с первым вдохом и «вспоминает о мире идей». Познание, таким образом, заключается в припоминании того, что душа вынесла из мира идей. И лучше всего для познания истины, по мнению Платона, «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму, т.к. знание идей дает мышление, а чувственное познание порождает лишь мнение.

Представления Платона о процессе познания изложены в мифе о «Пещере», где человеческое познание уподобляется тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к прекрасной жизни и наблюдающие тени, пробегающие перед ними на стенах пещеры. Участь большинства людей – пещерное знание теней. Подлинным знанием обладают лишь мудрецы, сумевшие силой разума воспарить в мир вечных идей. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует.

Космология Платона изложена философом в диалоге «Тимей».

Платон развил учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, согласно Платону, Создатель – Демиург пожелал все привести в порядок, вселил ум в душу космоса, а душу в тело. Таким образом, космос разумен и состоит из божественного разума, мировой души и мирового тела.

Этика Платона базируется на идеях Сократа, согласно которым нравственность происходит из знания. Душа человека состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной.

Платоновская этика была направлена на создание совершенного общества. Причиной возникновения общества Платон видел то, что человек не может в одиночку удовлетворять свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д.

Он считал, что в зависимости от того, какая часть души преобладает, люди делятся на сословия: философы – правители (разумная часть души преобладает), воины – стражи (волевая часть души) и производители (чувственная часть души). «Идеальное государство» Платона – это сообщество земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность и философов- правителей, осуществляющих справедливое и мудрое управление государством. Такое идеальное государство противопоставлялось афинской демократии, по Платону, управлять государством должны только аристократы, земледельцам и ремесленникам надо выполнять свою работу, им не место в управлении. Платон создал массу регламентаций, касающихся общественной и политической жизни, например, стражи порядка не должны иметь частной собственности, необходимо установить общность жен и детей, чтобы ничто не отвлекало их от своего дела и т.п.

В целом учение Платона о государстве – это утопия, однако проблематика выработанных философом идей и идеалов заслуживает высокой оценки.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – философ-энциклопедист, его воззрения, образующие грандиозную систему философского знания, вобрали в себя достижения всей античной мысли. В 340 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу в роще Ликея - Ликей (лицей). Аристотель обучал на ходу, ходил с учениками по аллее.

Аристотель – ученик Платона, однако он считал теорию идей Платона недостаточной для объяснения эмпирической реальности и критиковал ее за то, что Платон приписал идеям самостоятельное существование.

Основные работы Аристотеля: «Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении животных», «Политика», «Риторика», «Категории», «Первые аналитики», «Вторые аналитики». По Аристотелю, материя существует объективно, она вечна, несотворима и неуничтожима, пассивна и однообразна (как глина). Материя содержит возможность многообразия вещей, для чего ей необходимо придать соответствующую форму. Необходим гончар – Бог – абсолютное начало всех начал, причина всех причин и единый всеобщий двигатель. Каждая единичная вещь – соединение материи и эйдоса (формы).

Всякая вещь по Аристотелю имеет 4 причины: сущность (форма), материя (субстрат), действие (начало движения), цель (ради чего). Аристотель считает, что все в мире имеет смысловое начало и причинное объяснение.

Всякое живое существо обладает душой. Но лишь у человека она разумна. Разум бессмертен, не зависит от тела и связан со вселенским разумом. Аристотель дал анализ «частей души»: памяти, эмоций, перехода от ощущений к восприятию и т.д., заложил основы психологической науки.

Аристотель выработал систему категорий (основные, предельно общие понятия), во главе которой поставил категорию сущность. (категории: сущность, свойство, отношение, количество, качество, движение, пространство, время).

Аристотель разграничил предметные области наук, разработал теорию познания, где формами истинного научного знания признает понятия, постигающие сущность вещи. Аристотеля называют «отцом логики», т.к. он явился основоположником данной науки о формах и законах мышления, он сформулировал основные логические законы: тождества (в ходе рассуждения понятия должны употребляться в одном и том же значении (А есть А), закон противоречия (А не есть не А), закон исключения третьего («А или не А истинно, третьего не дано), разработал учение о силлогизмах (умозаключениях).

Аристотель анализировал проблемы экономики, показал роль денег в процессе коммерческой деятельности.

В основе общества Аристотель видел естественное стремление людей жить совместно и общаться. Согласно его взглядам, человек – политическое, социальное животное, обладающее инстинктивным стремлением к «совместному сожительству».

Возникновение общества или государства (у Аристотеля данные понятия тождественны) начинается с образования семей, у которых возникает потребность во взаимообмене, общение семей и селений приводит к возникновение общества.

Форма государственного устройства зависит от соотношения различных по имущественному положению слоев общества: зажиточные и неимущие, между ними средние по достатку граждане. Аристотель критикует крайние позиции, первые характеризуются противоестественной жаждой наживы, высокомерием, могут не подчиняться власти. Сущность добродетели по Аристотелю – сочетание щедрости и умеренности.

Аристотель – сторонник рабовладельческого строя, считает, что с момента рождения одни предназначены к подчинению, другие – к власти.

Наивысшими формами государственной власти считал формы, при которых исключено своекорыстное использование власти и власть служит всему обществу: монархия, аристократия, полития. Демократия по Аристотелю характеризуется свободой и нищетой, в т.ч. духовной.

Т.о. Платон и Аристотель подвели итог развитию классической древнегреческой философии, создав целостные философские системы, ставшие основой для последующего развития философии.

5. Эллинистический период.

Всевозможные социальные потрясения: кризис греческих свободных полисов, римское влияние, упадок Греции привели к сосредоточении философии на субъективном – внутреннем мире человека, философия стала направлена на поиск опоры для человека в сложном меняющемся мире. Были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Киники.

Основные представители: Антисфен (450 – 360 до н.э.) и Диоген (400 – 325 до н.э.).

Антисфен – ученик Сократа, он проповедовал опрощение жизни, отказ от потребностей, призывал быть ближе к природе, отказаться от всего искусственно созданного, в том числе от частной собственности, правительства, брака. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался как они. Презирал роскошь и наслаждения.

Диоген превзошел своего учителя. Он жил в бочке и питался подаянием, отвергал все принятые в обществе условности и приличия. Александр Македонский узнал о необычном мудреце и решил навестить его. Он подошел к бочке и спросил, может ли он быть чем-либо полезен Диогену, не хочет ли он милостыни, на что Диоген попросил не заслонять ему солнце.

С именем Диогена связана также другая история, он якобы ходил среди белого дня с фонарем и искал добродетели. Поэтому существует устоявшееся выражение, что честного человека днем с огнем не сыскать.

Согласно киникам моральная свобода в освобождении от желания. «Будьте безразличными к благам и вы освободитесь от страха», - говорил Диоген. «Мир плох, блага жизни непрочны, надо жить независимо от них. Самое важное - смирение».

Как писал русский философ В.С. Соловьев: «Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единую сущность бытия. Человек имеет высшее назначение, состоящее в свободе от внешних заблуждений, страстей, в доблести духа». Однако призывы киников не вызывали особых симпатий у современников.

Скептики

(рассматривающий, исследующий, критикующий).

Течение возникло на основе выработанных античными философами идей о текучести и изменчивости сущего, об относительности знаний и выявленных противоречий между чувственным и рациональным познанием.

Основатель скептицизма Пиррон (360 – 270 до н.э.), он не писал сочинений и излагал свои взгляды только устно. Тимон, Эмпирик.

Античные скептики сомневались в познаваемости мира, поддерживая точку зрения софистов, что всякому утверждению может быть с равным правом противопоставлено противоположное, скептики считали необходимым воздерживаться от всякого категорического суждения о природе вещей, избегать необходимости что-либо оценивать. Следует говорить: «Это кажется мне горьким или сладким», а лучше вообще сохранять невозмутимое молчание, подлинная философия скептицизма – молчание, ибо подлинное знание все равно недостижимо.

Как и другие школы эллинизма, скептиков более всего волновал вопрос: как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. По Пиррону, счастье состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Согласно скептикам, в жизни нет ничего определенного, устойчивого, например, время, оно вроде бы есть, но за него нельзя «ухватиться», отсутствует устойчивый смысл, человек должен сохранять внутренний покой, следуя «миру явлений», принимая жизнь в ее непосредственной данности.

Эпикурейцы

Основатель данного направления - Эпикур (341 – 270 до н.э.). Один из наиболее видных последователей – Лукреций Кар (99 – 55 до н.э.). Как и другие эллинистические школы эпикурейцы более всего интересовались вопросами устроения личности в сложном историческом контексте времени.

Эпикур развивал идеи атомизма, как и Демокрит считал, что все состоит из атомов и пустоты, но полагал, что атомы обладают свободной волей, двигаются самопроизвольно. Душа человека, с точки зрения Эпикура, состоит из огнеподобных атомов и является основой всех ощущений, дает человеку мир чувств и удовольствий, который у эпикурейцев является главным философским интересом и признается главным содержанием человеческого.

Главный принцип этики эпикуреизма – гедонизм – признание основной ценностью и целью человеческой жизни удовольствие, стремление к наслаждению. Человек живет, чтобы радоваться, получать удовольствие. Нужно уметь во всем находить приятное, даже в смерти. Жизнь – наибольшее удовольствие с ее началом и концом. Эпикур говорил, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти, когда смерть есть, нас уже нет». Сам Эпикур, умирая, принимал ванну и попивал вино, до последней минуты получая удовольствие от жизни.

Имя Эпикура стало нарицательным для обозначения стремления к постоянным удовольствиям и поиска все новых ощущений. Однако Эпикур и эпикурейцы проповедовали удовольствия достойные и благородные, такие как здоровье тела, безмятежное состояние души, тишина и покой). Предел наслаждения для них – избавление от страданий, полный душевный покой, отрешенность от всех проблем мира – атараксия. Поэтому не стоит понимать эпикуреизм как учение, благословляющее удовлетворение низменных инстинктов. Как писал сам Эпикур в «Письмах Менокею» : «Когда мы говорим, что наслаждение – цель, мы говорим не о наслаждении распутников и вкусовых удовольствиях, как полагают некоторые несведущие или дурно к нам расположенные. Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерывно пиршествовать и плясать, не наслаждаться юношами или женщинами, или же рыбой и всем, что дает роскошный стол … не они рождают сладостную жизнь, но рассудок». По Эпикуру, жить приятно можно только, живя нравственно и разумно.

Стоики

(3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

Стоя – порт в Афинах, где Зенон Китионский собирал своих учеников. Основными представителями школы стоиков являются: Зенон Китионский (или Китийский) с Кипра, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.

Стоики выдвигали на первый план образ всегда спокойного, уравновешенного, свободного от страстей мудреца, идеалом для них стал Сократ, достойно и невозмутимо державшийся перед лицом смерти. Из свойств души стоики особо выделяли волю, терпение, самообладание.

Марк Аврелий (121 – 180) был с 161 г. римским императором. Он считал, что вся вселенная – единое живое существо, обладающее одной душой. Человек как часть вселенной должен больше размышлять о связи всех вещей и своем месте в мире.

Стоики считали, что в природе все предопределено и имеет свой четкий смысл. (Даже клопы полезны, т.к. не дают по утрам залеживаться в постели). Все в мире предопределено и потому ничего невозможно изменить, поэтому человеку не стоит сопротивляться злу, это бесполезно, надо стойко и достойно переносить невзгоды.

Кроме того, стоиков интересовали проблемы выразительных форм сознания, ими была разработана теория обозначаемого (лектон) – как человек облекает в слова смыслы и значения. Согласно данной теории для обозначения предмета людьми используется лектон (смысловое значение), который может быть истинным или ложным. Стоики уделяли значению слова абсолютное значение: смысл мира и человека для них – лектон.

Неоплатонизм

Завершающим направлением античной философии, где произошел синтез всех рассматриваемых ранее проблем стал неоплатонизм, систематизировавший учение Платона с учетом взглядов Аристотеля. Основными представителями неоплатонизма являются основатель учения - Плотин (205 – 270), его ученик Порфирий (233 - 304), Прокл (410 – 485).

Неоплатониками разработано учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для Римской империи того периода.

Неоплатониками представлена иерархическая структура бытия:

Первая Ипостась – Единое – всеобщее начало – первосущее, охват всего в одной точке. Гармония и красота мира обусловлены, согласно неоплатоникам, Единым Благом. Переполняясь и изливаясь (эманация), Единое создает мировой ум (числа и идеи в системной виде) и мировую душу (совокупность всего живого). Единое существует посредством ума, ум – посредством души, душа производит все живое. Низшая ступень – материя, которая выступает как пассивный материал для форм и смысла. Добро и зло исходя из схемы неоплатоников разделены: добро идет сверху – от Единого, а зло – от материи.

В миром уме заложен сценарий, который осуществляется людьми как актерами. Человек должен прочувствовать и найти свое место в структурной иерархии бытия, осознать себя как часть мировой души.

 
  Лекция 2. Античная философия. - student2.ru
Лекция 2. Античная философия. - student2.ru

Душа

Матери<

Наши рекомендации