Общество как система. Природа – естественная основа общества.
Человек – дитя природы, а земля – колыбель человечества. Эта фраза может быть истолкована, с различных и даже с противоположных позиций.
Религиозное понимание природы – Вселенная, мироздание, весь мир сотворен Создателем и все земное плоское, телесное, вещественное, противоположно к духовному или сверхприродному. Воскресая человек покидает свою телесную оболочку, поэтому бессмертная душа – создание Бога, а не телесного мира (природа – сверхприрода).
Философы пантеисты как правило отождествляют природу с Богом, Бог у них превращается в синоним вечной и бесконечной природы. Джордано Бруно считал, что «природа – есть не что иное, как Бог в вещах».
С точки зрения материализма природа и материя – однопорядковые категории, обладающие широким объемом, это вечное никем не созданная бесконечная субстанция – основа всего сущего.
В узком смысле под природой понимается естественное возникновение и существование человека, всего живого. Австрийский геолог Зюсс в конце 19 века ввел в научный оборот термин «биосфера» - совокупность живых организмов и сферу их обитания. Биосфера наполнена живой материей, которая тесно связана с неживой. Среда обитания живой материи входит в географическую среду (зеленую природу, пригодную для жизнедеятельности человека). В результате трудовой деятельности людей возникла очеловеченная часть природы (вторая природа), которая по всем направлениям теснит первую природу.
В эпоху Возрождения и Нового времени сформировалась концепция господства человека над природой или ее завоевание при помощи техники и науки. Казалось, что природным богатствам нет конца, а ее недра – бездонная бочка. Хищническая эксплуатация полезных ископаемых и других даров природы к концу 19 века приблизились к критическому рубежу.
Философское понятие общества.
Термин общество служит для выражения ряда близких по значению, но в тоже время различных понятий.
Например в России 19 века под обществом понимали любое собрание людей, связанных какими-либо условиями. Затем возникли понятия отражающие развитие буржуазных отношений: финансовых, буржуазных. Однако в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое собственно философское понятие общества.
Общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.
Такой подход наметился в Античной философии. Например, Демокрит считал, что люди пользуясь дарами природы не отличаются в этом от животных; под воздействием нужды и потребностей они научились делать орудия труда и строить жилища.
Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным, а государство рассматривал как развитое общество, как объединение общин, а община – развитая семья. В философии Нового времени, в частности Гоббс выделял два этапа развития общества: естественный и государственный (гражданский).
Гегель в противовес договорной теории рассматривал гражданское общество как сферу экономических отношений, которые он находил из понятия право.
Карл Маркс считал, что общество не состоит из индивидуумов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивидуумы находятся по отношению друг к другу, т.е. общество – само человечество, в его общественных отношениях – философия марксизма.
Современная западная философия также рассматривает общество, не как совокупность отдельных индивидуумов, а как совместные действия людей, интегрированные в социальные группы и системы.
Философское понятие «общество» включает в себя два главных признака:
1.Общество – обособившаяся часть природы;
2. Эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, несводимым к законам которые изучает естествознание.
Было бы ошибочно сводить общественные законы к биологическим; только люди способны производить орудие труда и при его помощи добывать средства существования. Общество представляет собой открытую динамичную систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамичной системой, общество изменяет постоянно свое состояние, развиваясь во времени, это развитие носит вероятностный характер. Общество включает в себя материальные и духовные компоненты, которые находятся во взаимодействии взаимном проникновении.
Обще принятым является выделять в обществе, как системе следующие подсистемы: 1. экономическая подсистема
2. социальная подсистема
3. политическая подсистема
4. духовная подсистема.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА:
Является экономика, которая в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, которая включает совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю. В узком смысле слова экономика – это народное хозяйство какой-либо страны или отдельной ее отрасли. Основой экономики следует признать материальное производство:
- Производительные силы общества (люди + средства производства)
- Производственные отношения (производство + распределение ( собственность) + потребление).
Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы являются сложной системой, которая включает в себя субъективные компоненты (трудящийся человек, технические научные знания, применяемые в процессе труда) и вещественные компоненты (орудия, средства производства). Производственные силы характеризуют уровень освоения человеком природы. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменением производственных сил начинается изменение всего способа производства. Каждая качественно новая ступень развития общественных сил соответствует определенным производственным отношениям.
Производственные отношения – материальные экономические отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, потребления материальных благ. Они характеризуют прежде всего собственность как средство производства. В общественном производстве люди должны относится как собственники и не собственники. Ведущую роль в системе экономических отношений играет собственность наследства производства. В этой связи в истории общества выделяют следующие формы собственности:
- первобытно-общинная
- рабовладельческая
- феодальная
- буржуазная
- социалистическая
Развитие материального производства рассматривается как основа исторического процесса. А экономическая подсистема выступает фундаментом всех остальных подсистем.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
В широком смысле слова термин «социальный» по объему и содержанию совпадает с термином «общественный». В узком смысле слова все, что относится к разновидностям социума (общества) Это семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, его деление на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим.
В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторической общности: родоплеменные, семья, племена, народы, нации…
Исторически первыми были родоплеменные общности, основанные на кровно родственных отношениях. Вместе с ними возникли первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития – от кровнородственной групповой к парной моногамной семьи. Носителями родовых отношений были племена, из которых вследствие развились народы и народности. Нации начинают формироваться в период развития буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в 17 веке на основе растущего товарного общения и местных рынков.
Нация – историческая общность людей, которая характеризуется общностью территориальных, экономических связей, языка, особенностями культуры и характера.
Социальные классы – Существовавшему приблизительно млн. лет первобытному строю присуши медленный темп социальных изменений. Однако примерно 7-8 тыс. лет назад этот строй подошел к важному рубежу – появлению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную и привела к возникновению классов, т.е. групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. В.И. Ленин дал определение классов –
Классы – большая группа людей, которые различаются по месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и следовательно по способам получения и размерам той доли общественных богатств, которой они располагают (место в общественной системе, отношение к средству производства).
В рамках каждого исторического типа общества выделяются основные и не основные классы. Основные – классы, которые непосредственно порождены данным способом производства. Не основные – связаны либо с прошлым экономическим укладом ли предшественники будущего общества.
Проблемам социальной структуры общества значительное внимание уделяется современными концепциями общественного развития. На ряду с понятием класс, выделяют понятие «социальная группа».
Социальная группа – определяется как коллективное единство, возникающее в результате свободного выбора заинтересованными лицами. Дальнейшая конкретизация понятия социальной группы получило развитие в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество согласно этой теории делится на слои – особые страты. Термин «страты» был заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологическом породе. Признаки, по которым можно относить людей к той или иной страте однозначно выделить невозможно. Однако в качестве некоторых из них выделяют: профессия (род занятий жизни, интересов, уровень образования, уровень жизни), доходы, уровень общности, социально-культурный стиль и образ жизни.
Различные социологи называют разное число страт, если их много, то их разбивают на 3 группы: высшие, средние, низшие.
Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которую подразделяют на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность – перемещение людей внутри одного и того же слоя.
Но больший интерес представляет вертикальная мобильность – перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот. Часть западных социологов полагают, что западное общество – открытое общество, характеризующееся высокой вертикальной мобильностью (мобильность которая поднимает статус), т.е. в нем имеются равные возможности на старте.