Вульгарные материалисты XIX века
Бюхнер, Молешотт, Фохт считали, что сознание материальное, рассматривали его как секрецию мозга.
«Мысль находится почти в таком же положении к мозгу, как желчь к печени, а моча к почкам».
Однако психическая деятельность, основывающаяся на физических, биохимических, биофизиологических и других материальных процессах, является не материальной. Она не материальна. Эта идеальная деятельность, сущностью которой является отражение мира объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании.
Сознание развивается из всеобщего свойства материи, свойства отражения.
Отражение – свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и особенности других систем (в живой и неживой природе). В простейших случаях – это отпечатки.
Ступени живой природы – живые организмы обладают раздражимостью и чувствительностью.
Раздражимость – это способ живых организмов целесообразно отвечать на кратковременные воздействия среды (растения реагируют на изменение температуры, смены дня и ночи; одноклеточные организмы на пищевой раздражитель). При увеличении уровня организации живого появляется качественно новое свойство – чувствительность.
Чувствительность – это способность отражать свойства предметов в форме ощущений, т.е. это начало форм психики. Психическое отражение – выражает способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и обращать их в виде целостного образа ситуации. Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, но сознанием они не обладают. Высшей формой отражения является сознание человека, которое по сравнению с мозгом животных имеет более сложную организацию, кроме того сознание является не только функцией мозга, но и продуктом общественного развития.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ.
Качественные особенности сознания человека в отличие от психики от животных:
1.Способность предвидения отдельных последствий своих действий;
2. Целостное отношение к действительности;
3. Радикальные отличия между обезьяной и человеком не в том, что человек регулярно делает и совершенствует орудия труда (Хотя обезьяна способна изготовлять орудия труда);
4. Наличие речи и языка (однако на современном этапе ученые и философы выделяют элементы рассудительной деятельности у животных)
5. Наличие самосознания.
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ (психика человека (субъективная реальность) не сводится к сознанию, она состоит из сознания и бессознательного.
СФЕРЫ СОЗНАНИЯ:
- познавательная
- эмоциональная
- мотивационно – волевая
Познавательная состоит из чувственного и рационального познания. Чувственное познание основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям. Рациональное познание – абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями.
Внимание, интуиция (основа находится в бессознательном), память, воображение, язык.
Познавательная деятельность невозможна без языка, функцией которого является выражение и закрепление результата познания.
Эмоциональная включает внутренние чувства человека (радость, горе, сострадание), аффекты (гнев, ужас, ярость), эмоциональные состояния (настроения), элементарные эмоции (жажда, голод…).
Мотивационно – волевая. Это мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в познавательной деятельности, а также воля (выбор цели, внутренние усилия необходимые для её достижения).
ВЫВОД: Все сферы сознания взаимосвязаны, причём, основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, поскольку оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно – волевую сферы.
Бессознательное (лекции по Фрейду) под которым понимается совокупность психических явлений неосознаваемых человеком – сновидения, гипнотическое состояние, инстинкты, стереотипы автоматического поведения, интуиция (способность непосредственного постижения истины путем прямого усмотрения бесрационального обоснования).
Сознание и самосознание
Сознание индивида и общественное самосознание создают противоречивое единство. В этом индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей.
Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях. Специфическим качеством, высшим выражением сознания человека, как члена общества, является его самосознание.
Самосознание – осознание человеком собственной практической, духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Оно развивается в процессе утверждения личности, ребёнок не сразу осознаёт себя, т.е. не выделяет себя как особое, не противопоставляет себя внешнему миру. Это результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми.
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ:
- Самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир, окружающих вещей и людей.
- Осознание себя в качестве принадлежности к тому или иному человеческому сообществу.
- Осознание «Я» как особого образования похожего на «Я» других людей и вместе с тем уникального и неповторимого.
ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ
Без учёта творческой природы сознания невозможно научное понимание процесса познания. Сознание является специфической формой духовной деятельности человека, и как духовная деятельность сознание выступает в качестве идеального по отношению к отражённому в нём объекту.
Познавательный образ и отражённый в нём предмет – едины, т.к. образ – есть копия предмета, снимок с него. И в тоже время они противоположны, т.к. одно (образ) по отношению к другому (предмет) выступает как идеальное по отношению к материальному. Познавательный образ как отражение предмета не является его материальной копией. Между содержанием мыслей и отражаемым предметом имеются принципиальные различия, которые называются различиями между материальным и идеальным.
Идеальное связано с материальным, но не является им. Идеальное в научной литературе трактуется неодназначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное, субъективную реальность вообще. Для других идеальное – это форма отражения. Идеальное можно представить как отражение действительности, в форме деятельности человека, как способность человека в своей деятельности духовно в мыслях воспроизводить ту или иную реальность.