Теория диалектики. Диалектика как учение о развитии
Величайшим философским открытием является мысль о том, что окружающий человека мир, сам человек, со временем претерпевает изменения, находится в развитии. С возникновением опытной науки Нового времени начинает формироваться представление о развитии, как об особом типе движения которое характеризуется:
- необратимостью
- направленностью изменений ведущих к возникновению нового
- качественное изменение материальных и идеальных систем.
Идея развития становится предметом изучения естествознания и философии, возникают различные противоположные взгляды на развитие в которых по разному объясняются его причины и закономерности:
диалектика метафизика (противоположные концепции)
(Рассматривает (Направление которое рассматривает мир в состоянии покоя)
в динамики)
В древнегреческом обществе под диалектикой понимали – ведение ученой беседы, в ходе, которой путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Как теория аргументации, она часто объяснялось в современной западной литературе.
В другом значении диалектика это учение о свойствах и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Также имела свои корни в античности (Гераклит развил учение «о текучести бытия». Это был стихийно диалектический взгляд на мир, это учение рассматривалось как первая историческая форма диалектики).
Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии (например Н.Кузанский, Д.Бруно, Дидро, Гегель). Согласно философии Гегеля диалектика – это всеобщий метод познания; он представил весь материальный духовный мир в процессе (постоянное движение, изменение, развитие в результате борьбы противоположностей). В основу этого процесса было положено идеальное духовное начало – абсолютная идея. Это вторая форма.
В марксистской философии диалектика Гегеля получила материальный характер (3 форма диалектики).
Она основывалась на признании диалектикой объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика, т.е. диалектическое мышление (развивается материальный мир и это находит свое отражение в сознание человека идеально).
Всеобщие принципы и законы диалектики.
Диалектика – это теория и метод. Как теория она обосновывает динамическую картину мира, где все явления находятся во взаимодействии, взаимообоснованности в изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.
Основные принципы диалектики:
- Всеобщая связь
- Принцип развития
Основные законы диалектики:
- Переход количественных изменений в качественные.
- Единство и борьба противоположностей.
- Закон отрицания отрицания.
+ Система философских категорий.
Под связью понимается универсальная взаимозависимость, взаимоусловленность предметов действительности, что отражает единство мира. Главное внимание диалектика обращает на развитие, понимает развитие как необратимое, направленное, качественное изменение систем. Развитие – очень сложный многообразный процесс, может быть прямолинейным и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. Законы диалектики (см. лекции по истории философии – Гегель)
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ:
Категории философии как ступени философского познания. Среди разнообразных познавательных средств видное место занимают функциональные понятия науки (категории).
Философские категории – понятия философии, являющее обобщенное знание о свойствах и связях действительности.
Впервые термин категории ввел Аристотель (гр. – высказывание). Он выделял сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, действие.
Спустя многие столетия новую попытку классификацию философских понятий предпринял И.Кант. Он полагал, что категории – чистые, мыслимые формы, которые рассудок содержит в себе до опыта. Составил таблицу категорий, состоит из 12 понятий объединенных в 4 группы: количество, качество, отношение, модальность.
Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представил их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно всего мира.
В материалистической диалектики категории рассматривались как отражение и преобразование сознания человека, свойств и связей объективного мира.
В качестве основных категорий диалектики выеляют:
1. Количество, качество
2. Единичное, общее, особенное,
3.Целое, часть
4.Элемент, система, структура
5.Содержание, форма
6.Причина и следствие
7.Необходимость, случайность
8.Явление, сущность
9.Возможность, действительность
ЕДИНИЧНОЕ, ЦЕЛОЕ.
Сравнение отдельного объекта с другим объектом приводит к выделению свойств объектов (болезнь: первые свойства принадлежат только данному объекту, другие повторяются в ряде объектов и являются общими для некоторого общества).
Результаты сравнения фиксируются в категориях единичного и общего.
ЕДИНИЧНОЕ – категория или понятие для обозначения неповторяющихся присущих только данному объекту свойств.
ОБЩЕЕ – категория, обозначающая свойства, повторяющиеся в некотором множестве объектов (в болезни выделяется несколько симптомов)
Единство единичного и общего, их синтез выражен в категориях особенного. Реальный предмет или отдельное, есть прежде всего явление, процесс или предмет, имеющий единичные и общие свойства.
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – разделение целого на части и объединение частей в целое осуществляется с помощью анализа и синтеза и опирается на категории целое и часть. Как логические категории часть и целое исследовались, начиная с Аристотеля, однако всестороннему анализу они подвергаются в новом времени в связи с развитием естествознания и разработкой аналитического метода.
В этот период в результате одностороннего анализа целое рассматривалось как простая механическая сумма частей, т.е. часть это то, что в соединении с другой частью составляет целое, а целое – это то, что содержит в себе части. Однако такое механически сумативное понимание целого и частей оказалось недостаточным, когда выясняют отношения между ними.
Диалектический подход означает, что целое не может быть сведено к простой коллективной сумме частей (целое – куча песка, груда камней, строго говоря целым не является, поскольку оно характеризуется вешними случайными свойствами и свойства такого целого совпадают с простой суммой свойств, составляющих его частей). Отношение части и целого это прежде всего взаимодействие, целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой части в отдельности. Взаимодействие частей – появление новых интегративных свойств.
ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ – исследование объекта ведёт к познанию разнообразных свойств, в которых он находится. Одним из них является причинно-следственная связь (каузальная связь). Под каузальной связью понимается связь, одна из сторон которой (причина) порождает другую сторону (следствие, действие), поэтому появление причины и следствия называется причинение – это важная характеристика причинно-следственной связи.
Например: камень (причина) разбивает стекло (следствие).
- Всякая причина порождает определённое следствие, всякое следствие порождено определённой причиной.
- Однако, появление причины и следствия не является односторонним, следствие в свою очередь воздействует на свою причину. Свойства двух сторон – взаимодействие. Обычно при взаимодействии выделяют активные и пассивные стороны, считают первую причиной, вторую – следствием. Такое упрощение в определённых пределах допустимо. Однако развитие науки показало, что воздействие первой стороны на другую ограничено и не может быть распределено на все виды причин и связей. Это привело к пониманию причины как взаимодействия между объектами или сторонами объекта, а следствие как изменение в объектах или стороны объекта.
Исследование причин явлений – важная задача науки. Однако решение этой задачи связано с рядом трудностей:
1. Среди многочисленных связей не всегда просто можно выделить причинно-следственную связь (кроме этого – это не значит, что по причине этого).
2. Многие явления порождены ни одной, а несколькими причинами (одна причина приводит несколько следствий).
3. Трудность установления причины состоит в возможности смешения с поводом.
НЕОБХОДИМОСТЬ, СЛУЧАЙНОТЬ – это философские категории, которые выражают отношение к основанию или сущности его отдельных проявлений.
Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях в форме, которая зависит от сущности происходящего и сложившихся условий.
Случайность – это конкретная форма осуществления необходимости, различна по отношению к основанию или (сущности процесса). Она выступает как случайность.
Основные позиции:
- фатализм – любое событие оказывается изначально предопределённым.
- релятивизм – события превращаются в хаос случайностей.
Диалектический материализм:
Необходимость – это способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу через случайность, а случайность – дополнение и форма проявления. Т.е. за случайностью всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе.
Случайное – это возможное при соответствующих законах.
Сущность, явление – сущность – совокупность глубинных свойств, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты развития материальной системы.
Явление – конкретные события, свойства, процессы, выражающие внешние стороны действительности, представляющие формы и проявления некоторой сущности.
В мире нет сущности, которая бы не проявлялась, не обнаруживалась и была бы не познавательной, как нет явления, которое не заключало бы в себе никакой информации о сущности. Сущность всегда проявляется, явление всегда существенно.
Сущность всегда скрыта за поверхностными явлениями, чем она глубже лежит, тем сложнее, труднее процесс ее познания. Если бы сущность и явление совпадали, всякая наука была бы излишней. Сущность более устойчивая, чем конкретное явление, но в конечном итоге сущности всех систем изменяются в соответствии с законами (закономерностями).
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ.
Одна из сложных философских проблем. Сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Его нельзя видеть, осязать, измерять, взвешивать. Однако любой человек, мыслит, чувствует, обладает способностью действовать.
Представления:
О душе, как о какой-то таинственной силе, которая руководит человеком; душа наделялась независимо от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела (философия буддизма).
Эти представления, возникшие в глубокой древности, явились предпосылкой для большинства поздних религиозных учений, как о божественном даре (искра божья – душа).
С возникновением философского мировоззрения понятие Бог, Дух, Душа, сохраняясь преимущественно в религиозных учениях, трансформировались в понятия ум, разум, мышление, сознание. В зависимости от характера философской системы эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций (объективный идеализм – безличный, универсальный дух (надиндивидуальное сознание) – первооснова всего сущего – мировой разум Гегеля, мир идей Платона; субъективный идеализм – психологическая деятельность индивида как единственная реальность).