Гобсист – безбожник, вольнодумец.
ДЖОН ЛОКК.
Английский философ Д.Л. исследовал вопросы, пытаясь обосновать происхождение знаний из чувств, разработал сенсуалистическую теорию познания. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» начинается с критики идей Декарта о врождённых идеях.
Локк отличает:
- идеи не наследуются
- в разуме нет никаких прирождённых идей
- единственный источник знаний – чувства, опыт
т.о. все идеи в сознании человека возникают в процессе воздействия вещей на органы чувств.
«В разуме нет ничего, что раньше не было бы в наших чувствах».
Выбирает в качестве источника познания опыт, делит его на внутренний, внешний. Идеи внешнего опыта возникают через слух, зрение, осязание. Человек имеет идеи о своём психическом состоянии, о своей душе. Эта деятельность – размышление, внутренний опыт. Внешний опыт даёт знания об объективном мире, а внутренний раскрывает деятельность души.
Д. Локк развивает учение о первичных, вторичных качествах предмета.
ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА неотделимы от предметов, сохраняются в них.
К ним относятся: протяжённость, движение, плотность, фигура, число.
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА субъективны, не принадлежат самим предметам материального мира, у них есть возможность вызывать в нас: ощущение, вкус, цвет, запах, звук.
Эти качества субъективны, зависят от деятельности наших чувств. Такое деление на первичные и вторичные качества приводило к сомнению познания окружающих вещей, говорила об отступлении Локка от его материалистической теории познания.
Рационализм – разум.
Сенсуализм – чувство.
Процесс познания – единство рационального и чувственного, ощущение, восприятие, представление.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Идеолог аристократической буржуазной революции, его произведения после революции отобразили её идеи. Философ пытался понять возникновение общества. Как и Гоббс, он допускает в начале развития общества естественное состояние. Но однако, он считает, что это было счастливое время (золотой век человечества). Выделяются люди из этого естественного состояния, возникает необходимость определённой организации общества, что фиксирует общественный договор.
По Гоббсу этот договор нельзя расторгнуть, пересмотреть, но Локк считает, что если участники договора не соблюдают взятые на себя обязанности, то люди оказываются свободными от взятых на себя обязанностей. Его называют отцом либерализма. Локк обосновал принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).
Главная цель – защита частной собственности.
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ
Учение Локка оказало серьёзное воздействие на весь ход развития философской мысли и послужило основой для формирования субъективно идеалистических взглядов Д.Б.
ТРАКТАТ «О начале человеческого знания».
В своём труде - трактат «О начале человеческого знания» 1710 г. излагает свою систему взглядов. Выразил несогласие с исходным пунктом материализма, принятие материи за вещественную основу мира. В основу понятия материи положено произвольное допущение. Отдельные вещи имеют общий для них субстрат, а у человека нет такого чувственного восприятия, которое было бы способно ощущать общую идею материи, т.е. по Беркли можно воспринимать отдельные вещи и их свойства.
Что такое материя?
Исходный постулат.
«Сущность – быть воспринимаемым»
Любой предмет (яблоко) реально существует, т.к. мы его видим. Можно определить цвет. Яблоко – комплекс субъективных ощущений и ничего более.
Существует ли яблоко, если мы его не ощущаем?
Если быть последователем, нужно ответить отрицательно. Не только яблоко, но и весь мир имеет скачкообразное состояние.
Воспринимаем – существует, не воспринимаем – его нет.
«МИР – КОМПЛЕКС МОИХ ОЩУЩЕНИЙ.
СЛИПСИЗМ – сведение качеств вещей, их свойств в совокупность зрительных, осязательных ощущений.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Пытаясь преодолеть солипсизм, что субъект в мире не один. Вещь может восприниматься другими субъектами тоже. Но вещи не могут исчезнуть, если исчезнут все субъекты, т.к. вещи остаются существовать как совокупность идей Бога. В этой связи Беркли отмечал, что суть вопроса состоит не в утверждении отрицания вещей вне сознания отдельного субъекта, а в том как они воспринимаются Богом, т.е. Беркли обосновывает существование Бога творца сущного, переходит от субъективного к объективному идеализму.
Дэвид Юм
Скептицизм. Утилитаризм. Создал ряд философских работ, главные из которых:
«Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом уме», «Естественная история».
Идеи: В работах обращает внимание на скептицизм как возможность познания ( достоверного получения знаний). Философ сомневается во всём. Существует ли мир как объективная реальность и независимо от нас?
Об источнике знаний: по его мнению, мы не можем выйти за пределы собственного разума. Отсюда абсолютизм Юма, т.е. его убеждение в непознаваемости мира. «Нельзя утверждать, что нечто познаваемо, если не известно существует ли оно вообще и существует ли оно реально». Философ полагал, что не существует причинно-следственных связей. Он считал, что люди на каждом шагу впадают в иллюзию, им кажется одно следствием другого. И в качестве аргумента приводится пример, что это не так.
ПРИМЕР: Ружьё, котороё всегда стреляло, может иногда не выстрелить.
Однако сами примеры подтверждают лишний раз существование причин, чем ставят его позицию под сомнение, т.е. в конечном случае была причина, которая не привела к определённому действию (порох отсырел, поэт, ружьё не выстрелило).
УТИЛИТАРИЗМ: если в теории познания Д.Ю.предстаёт как скептик, то на практике он защищает позиции здравого смысла и утилитаризм.
Достаточно серьёзное внимание уделил причине возникновения религии.
Религия – устойчивая сказка, выгодная церковникам. С утверждением христианской религии люди попали в зависимость от суеверий.
Религия – опиум, и этот опиум полезен и необходим народу. Если не будет религиозного дурмана, то люди откажутся повиноваться властям.
СКЕПТИЦИЗМ: Дэвид Юм определил позитивную роль, т.е. его ошибки заставляли думать и приводили к других вариантов решений.
Французский материализм – проблема природы человека.
У французского просветительства – проблемы по материализму 17 века
- что такое материя
- форма движения
- какова форма
Французский материализм – классическая разновидность метафизического материализма, в его механистической форме.
Механика – основа мировоззрения, учение о природе, человеке, обществе.
Материя – то, что находится вне нас, вызывает ощущение.
Французские материалисты подчеркнули объективность материи, её независимость от сознания. Самый главный атрибут – движение.
Материя – причина всего, самой себя. Все явления сводимы к формам движения материальных частиц, которые в совокупности образуют природу. Все явления природы сводимы к различным факторам движения материальных частиц, которые в своей совокупности создают природу.
Философ Гольбах не является сторонником ДЕИЗМА, отрицает божественное как причину движения мира.
Он считает, что недостаток деистов – отрицание ими присущей природе энергии, т.е. её активности.
ЛАМЕТРИ – подчёркивает способность вызывать движение – это неоемлемый атрибут материи. В ней всегда заключена движущая сила, внутренне присущая любому телу, даже когда оно покоится.
Движение – существенное свойство материи.
Абсолютный покой – абстрактное понятие, которого в природе не существует, т.е. движение – свойство, как ширина, длина, глубина.
Идея о неразрывной связи идеи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывается строго в находящееся понимание природы. Отмечали внутреннюю активность материи, неразрывность её движения, игнорирования многообразия, качественно различных форм и качественно различных форм движения. Они сводили движение к простой форме, механической и отрицали смену качеств.
Человек – физическое существо, отличающееся от других тем, что может мыслить.
Дидро сравнивал людей с музыкальными инструментами, наделёнными чувствами и памятью.
Анутрий – аналогия между человеком и машиной.
В учении французские материалисты развивали сенсуализм, т.е. источником знаний являлись ощущения в результате воздействия на уровне человека. Вся духовная деятельность выводилась на уровне ощущений.
Философия французских просветителей – будущая идеологическая основа, выход из кризисной ситуации, которая сложилась в стране в середине 17 века. Это выход связали с идеей философов и правителей с идеей просвещённого монарха.
Дидро верил в Екатерину 2
Люди будут несчастными, пока ими правят философы.
Мнение правит миром. Отдельные личности определяют ход исторических событий, отсюда повышенное внимание к личности французских мыслителей.
Если человек плох, то в этом виноват не он сам, а обстоятельства, в которых он воспитывался, вырос. Для тех конкретно исторических обстоятельств подобный взгляд был революционным, т.к. подрывал убеждения о природной ущербности одних, природном превосходстве других.
Просветители в своих рассуждениях пришли к радикальному выводу – нужно изменить обстоятельства. Надеяться можно на умные законы и правителя, который внесёт все необходимые изменения в общество. Философы просвещения стремились понять историю человеческого общества, механизм.
При этом французские материалисты выделяли факторы, мало зависящие от человеческой личности.
- климат.
Вольтер ссылается на правителей, на религию, климат.
Монтескье – природа сильнее всех других властей.
Гельвеций – причина перемен в росте населения.
Все французские просветители в учении общества исходили – природа, естество человека. Основой жизнедеятельности которого видели в потребностях и инстинктах. Стремление к счастью лежит в основе всех нравственных побуждений человека. Но необходимо учитывать личный интерес. Гельвеций считал, что личный интерес главная причина человеческого поведения, действия. Интересы частные приходят в противоречие друг с другом. Необходимо согласовывать частную выгоду с общественным интересом.
Свободомыслие, воинствующий атеизм.
Атеизм предопределён историческими условиями, сложившимися во Франции.
Каталитическая церковь была политической и идеологической силой, которая защищала старый строй. Религия, воспринималась как препятствие на пути к просвещению.
Вольтер: «Раздавите гадину». Имея в виду католическую церковь. Объявлял религию результатом встречи дурака и мошенника. Утверждал, что нам не нужно не священников, ни Богов.
Немецкая классическая философия.
Немецкая классическая философия период: конец 18 века – первая треть 19века.
Представители: И.Кант; Г. Гегель; Л. Фейербах.
В ней нашли своё продолжение прогрессивные идеи Нового времени:
- Вера в могущество разума
- гуманизм
-неотчуждаемые права личности
- разработка диалектического метода, т.е. обоснование мирового закона вечного развития
Диалектика – это учение о всеобщей связи и всеобщем развитии.
На формирование Н.К.Ф. повлияли исторические условия, сложившиеся в Германии в тот период времени. Страна не представляла экономического и политического целого. Немецкая буржуазия занимала пассивную политическую позицию. Основные социальные группы населения покорно шли по форматам дворянского государства.
Указанные обстоятельства нашли отражение в философии того времени, предопределили её противоречивый компромиссный характер.
Если труды французских просветителей сжигались, сами они подвергались гонению, то немецкие философы были заслуженными профессорами немецких университетов.
Их считали наставниками юношества. Их труды распространялись, издавались без препятствий, хотя они и выступали против существовавших порядков. Их учения враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод Гегеля мог быть легко обращен против этих порядков.
Имануил Кант
Эволюция Канта:
Творчество состоит из двух периодов:
- До начала 70-х годов докритический
- С начала 70-х годов – критический (связан с издательством главных произведений, создавшие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»)
Докритический период характеризуется – изучением вопросов естествознания, идея о развитии в природе. Опираясь на теории Коперника, Галилея выдвигает гипотезу о происхождении солнечной системы естественным путём из первоначальной туманности.
Гипотеза Канта-Лапласа.
Канту принадлежит идея о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.
Космологическая теория.
Давал научную картину возникновения Солнечной системы ( на основе действия законов материи) С другой стороны – усматривал конечную первопричину мира в Боге.
Критический период – философская система познания.
- Чувственное познание.
- Рассудочное познание.
- Разумное познание.
ЧУВСТЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:
Познание начинается с работы органов чувств. На них вне человека воздействуют предметы внешнего мира. «Вещи в себе» Существование мира вне и независимо от нас, но мы можем знать лишь, то что лежит на поверхности предметов. Это дано нам от органов чувств. Это по терминологии И.Канта «Вещи для нас». Сущность самой вещи, которая определяется, как вещь в себе принципиально непознаваема.
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» - вещь сама по себе – ноумен.
«ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» - феномен.
По И.Канту ощущения вызываются воздействием вещей в себе, но они не имеют ничего общего с этими вещами.
Ощущения – не образы, а символы вещей.
Кант считает, что наши знания начинаются с опыта, однако из этого не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание сложный состав, складываемый из двух частей.
- Знание эмпирическое, поток ощущений, даваемых путем опыта. (a posteriori)
- Знание до опыта, целиком (готовое) находится в душе субъекта. (a priori)
Т.О. характерной чертой теории познания Канта является априоризм (откуда берутся априорные, дочувственные формы не мог ответить).
Для Канта априорный – необходимый.
И.Кант разделял общий предрассудок рационализма, который недооценивал роль опыта чувственного познания. По его мнению, только априорные суждения носят всеобщий характер – достоверный и объективный. Для Канта понятия априорный, необходимый, объективный равнозначны. Он отказывался признавать априорные знания врожденными.
До восприятия предметов опытного познания, по мнению философа в нас должны существовать чистые, наглядные представления, которые являются условием для получения опыта. Такими чистыми априорными представлениями выступает пространство и время. Т.о. И.Кант отнимает у пространства и времени всякое притязание на реальность, превращает в особое свойство субъекта.
Т.о. первая ступень познания, чувственное познание характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания пространства и времени.
Область рассудка:
Опыт продукт деятельности, рассудка. Без чувств не один из этих предметов не был бы нам дан, а без рассудка – не был бы мыслим.
Знания возникают из двух условий: чувственности и рассудка.
РАЗУМНОЕ ПОЗНАНИЕ – высший этап, высшая инстанция для обработки материала, представлений. В отличие от рассудка разум порождает идеи, выходящие за предела опыта. Эти идеи ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ.???
По И.Канту три идеи:
- психологическая (учение о душе)
- космологическая (учение о мире)
- теологическая (учение о Боге)
Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе, т.е. разум стремиться постичь вещи в себе, пытается выйти за пределы опыта, но эти вещи как бы бегут от него, остаются непознаваемыми.
В результате – разум создаёт противоречия - антинонии (несовместимые положения, которые разум не может разрешить)
1. Тезис - Мир имеет начало во времени, ограничен в пространстве.
Антитезис – Мир не имеет начала, он бесконечен во времени и пространстве.
2. Тезис – Существует только простое, сложное состоит из простого.
Антитезис – В мире ничего простого нет, всё сложно.
3. Тезис – В мире существует Бог, как причина и безусловно необходимое существо.
Антитезис – В мире Бога не существует.
- Тезис – Причинность согласно законам природы не есть сама причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допускать свободную причинность (т.е. в мире существует свобода)
Антитезис – Не существует никакой свободы. Всё совершается согласно законам природы. ( В мире всё причинно обусловлено)
ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И.КАНТА
В основе любых нравственных оценок лежит категорический императив.
Формулировка:
« Поступай так чтобы максима (т.е. основной принцип твоей воли) во всякое время мола послужить принципом для всеобщего законодательства».
Этому требованию могут соответствовать самые разнообразные требования, постулаты, религиозные заповеди, теории житейской мудрости и многое другое.
Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив практический.
«Поступай так, чтобы человечество в твоём лице также как в лице другого непременно употреблялось как цель и никогда как действие».
Главная цель – человек.
Эти положения выражали принципы гуманизма, имели огромное прогрессивное значение для своего времени.
В учении И.Канта происходит главный переход к новейшей философии. В его учении о познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания.
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ГЕГЕЛЯ.
Система по своему размаху и значимости сравнима с учением Платона.
Платон, Гегель представители идеализма, по которому физический мир только проявление или инобытие, духовной, незримой реальности.
Гегель – представил первый естественный исторический, духовный мир о беспредельном развитии. Открыл, обосновал основной закон и категории диалектики.
Философия Гегеля это вершина классической немецкой философии.
Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания на чём настаивал Кант, Гегель считал, что их нельзя представить в отрыве от мыслительной деятельности. Гегель противник кантовского агностицизма, абриализма, т.е. не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением.
ПО ГЕГЕЛЮ:
СУЩНОСТЬ – проявляется (обнаруживается в явлении)
ЯВЛЕНИЕ – носитель сущности.
По Гегелю вещь в себе разрывается, вступая во многообразные отношения, познаваема т.к. обнаруживает себя в явлениях.
ОНТОЛОГИЯ
Основной гегелевской мыслью является положение «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно».
1.«Всё разумное – действительно…»
Здесь речь идёт о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен разумно. По Гегелю мы наблюдаем порядок, гармонию во всем существующем.
2. «…всё разумное – действительно».
Гегель считает, что совершенно необходимо предположить реальность некоего разума более совершенного, чем человеческий, который привел бы материальное в состояние целостности и гармонии. Из того, что действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, что существует не в качестве человеческого мышления, а само по себе и является невидимой нами реальностью.
Поскольку всё разумное – не продукт нашего ума, не выдумка, а нечто существующее.оно действительное. Т.е. по методу Гегеля – чувственный, физический мир создан какой-то духовной реальностью. Является её проявлением, воплощением в материальной форме и называет эту реальность абсолютной идеей или мировой разум, а всё существующее её саморазвити6ем.
Абсолютная идея – это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано всё вообще. Оно является бытием, пребывание в различных формах проходит различие в три этапа:
- Существование абсолютной идеи в собственном лоне, когда она является сама собою, находится в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера у Гегеля называется ЛОГИКА. Эту сферу можно сравнить с платоновским миром идей.
- Абсолютная идея покидает сферу логики, переходит в иную форму, воплощаясь в физический, материальный мир, который является не самостоятельной действительностью, а инобытием, абсолютной идеей. «Природа – как застывшая мысль». «Природа – это дух, существующий в телесном виде».
Значит по Гегелю можно предположить, что окружающая нас природа – воплощение разумного замысла, физических объектов, выраженные понятия, мысли.
Основные разделы природы, как инобытия абсолютной идеи являются:
Механика (время, пространство, движение, материя)
Физика (небесные, сверхтеплота)
Органика (растительный и животный мир)
3. Абсолютная идея переходит из области физического, природного в
область идеальную, разумную. Является человеческим сознанием. Она существует
в мышлении, человеческом духе. Формами её бытия являются :
- субъективный дух – антропология
- феноменология
- психология
- объективный дух – право
- нравственность
- государство
- абсолютный дух – искусство
- религия
- философия
В гегелевском учении о трёх стадиях саморазвития абсолютной идеи выделяется триада:
1. сфера логики – тезис
2. переход в природу – антитезис
3. синтез – новое воплощение в различных видах человеческого сознания.
Гегель утверждал в основе всех явлений природы общества лежит абсолютная идея, процесс саморазвития абсолютной идеи, и её самопознание, завершается его собственной философской системой.
Схема Гегеля наполнена богатым наполнена богатым содержанием. Ценной стороной философии Гегеля является ДИАЛЕКТИКА (философия Гераклита, Сократа - искусство спора, Гегель – учение о развитии и связи всех учений в мире). Анализ важнейших законов и категорий диалектики, последовательное их применение к разным областям знаний позволили Гегелю поднять диалектику на уровень науки, а науке - обогнать время.
ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИКИ:
Развивается идея понятия. Развитие от абстрактного к конкретному, от бедного содержанием понятия к понятию всеобхватывающему противоречивые стороны.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:
- Закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает причину или источник развития). Например: эволюционные процессы (наследственность, изменчивость)
- Закон перехода количественного изменения в качественное (раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос как происходит развитие?) Например: температура: состояние воды в состоянии пара (чайник вскипает); мышьяк в малых дозах это лекарство, но в больших – яд.
- Закон отрицание отрицания (раскрывает направление развития и отвечает на вопрос куда происходит развитие) Например линия жизни, где отмечены главные даты: 5лет, 15 лет, 19 лет …,т.е. взгляды наши меняются с возрастом на такие вопросы как семья, карьера…
Т.О. сформулировав основные законы диалектики Гегель хотел бы установить на их действие ограничения, т.е. свою философскую систему ставил в исключительное положение. Утверждая это философ начинает противоречить своему методу познания-диалектики.
Знаменитое выражение Гегеля: «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно», превращается в свою противоположность, если использовать метод философа, то всё действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным по своей природе».
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ.
ПОЛОЖЕНИЯ:
1.История у Гегеля носит тиологический характер (учения о целях), т.е. развитие общества направляется в заранее установленным целям.
2.Мировая история Гегеля делится на 3 эпохи: 1 Восточная (полностью лишена сознания
свободы)
2 Античная (сознание свободы достигло
избранное меньшиство)
3 Германская (все достигли свободы)
3.События всемирной истории являют собой диалектику отдельных народных духов.
Каждый народ с присущим ему духом. Представляет собой одну из ступеней или моментов всемирной истории. Однако подавляющее большинство народов остаются за пределом прогресса, объявляются не историческими,застывшими.
Марксистская философия
Марксизм представляет собой одно из крупнейших направлений философской мысли 19 – 20 веков.
Идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия. В первую очередь Гегель, Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главной задачей философии:
– быть орудием освобождения всех трудящихся от эксплуатации
- изначально рассматривали основы человеческой жизни, а после философские вопросы
- господство исторической необходимости
- человек - частное производное от общественного целого
- признавался абсолютный приоритет экономики в жизни общества
- марксизм принимается как социальная программа
- диалектически рассматривается общество как высшая социальная форма движения материи; материя по своей сути объективна, субъективна
- главная задача человека – способность осмысленно трудиться.
Это диалектика материалистической философии.
Гегель (идеалистический характер)
Фейербах (человек)
Маркс (материалистический характер)
Человек – единство социального и духовного
Человек – часть природы, биологическое.
Социальная философия – момент отчуждения.
Необходимость отчуждения – замена на общественное, материальное.
Общество – отношения между индивидуумами.
Материальные отношения – отношения на материальном уровне в процессе производства.
Материальное производство
- производство силы
производственные отношения
! ! !
производство распределение потребление
форма собственности
В отличие от абстрактной антропологии Фейербаха Маркс выработал новый взгляд, направленный на человека. В тезисах о Фейербахе Маркс пишет: «Сущность человека – не есть абстракт присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Главным, наиболее существенным признаком понятия человек с точки зрения марксизма – способность осмысленно целесообразно трудиться, создавать орудия труда. Этот признак, присущий человеку, выделяет его из животного мира.
Вместе с тем человек остаётся природным, биологическим существом, связанным со всем животным миром. Развитие общества по Марксу представляет собой исторический процесс. Т.е. законы общественного развития объективны и этим похожи с естественными законами (законы природы). Действительно, независимо от сознания людей, их невозможно отменить, уничтожить. Но законы развития общества воплощены в жизнь только через деятельность людей, которые сами творят свою историю.
Люди не в силах отменить естественные исторические законы, но познавая их, они могут тормозить, ускорять их действие.
Марксизм даёт понятие общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация – тип общества на определённом этапе его развития.
Этапы развития общества
- первобытнообщинная формация
- рабовладельческая
- феодальная
- буржуазная
- коммунистическая
Социализм – первая стадия коммунизма
Система взглядов – эпоха в философии, история скорректировала некоторые её положения.
Русский марксизм.
Г. Плеханов, В. Ленин
Философия Г. Плеханова
Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов.
«Вопросы о развитии монистического взгляда на историю»
«О монистическом понимании истории»
«Вопросы о роли личности в истории»
Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития:
- общие причины
- особенные
- единичные
Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие)
Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил.
Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.
В. Ленин
Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.
Идея:антология
В начале XX века В.И. Ленин – задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях краха, разрушения старой картины мира. Революция в естествознании, в первую очередь в физике, выражалась в открытии новых свойств материи, в сомнении существования материи как таковой. В этих условиях доказано, что исчезла не материя, а старая теория учёных, считавших под материей вещество.
ВЕЩЕСТВО В.И. Ленин
ПОЛЕ Виды, формы материи многообразны,
! науке известна лишь их малая часть.
МАТЕРИЯ
Что же следует по В. И. Ленину понимать под материей?
Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, отображаемая им.
ГНОСЕОЛОГИЯ – основы материалистической теории познания – считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании.
Все знания вытекают из опыта, ощущений, восприятий, где отражаются свойства всех вещей.
Вывод:
как и любое другое учение, марксистская философия – продукт своего времени.
Ряд положений не подтверждается развитием науки, общественно-политической практики. Учение о материи, сознании, развитии, т.е. диалектики, теории познания – не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению.