Роль народных масс и личности в истории

1. Народ как основная созидающая сила истории.

2. Понятие толпы, ее психологические характеристики.

3. Понятие исторической личности и ее роль в истории.

Философия истории

1. Понятие исторического процесса в истории философского знания.

2. Формационный подход Маркса, Энгельса и Ленина.

3. Цивилизационный подход Тойнби.

4. Культурологический подход Шпенглера.

Философия культуры

1. Понятие культуры. Культура и цивилизация.

2. Духовная и материальная культура, их соотношение.

3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентности.

4. Массовая культура и антикультура.

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

1. Общественный прогресс, его критерии и границы.

2. Социальное предвидение: его виды, типы, методы.

3. Глобальные проблемы современности: их сущность, причины и пути разрешения.

Проблема человека в философии

1. Философские проблемы антропосоциогенеза.

2. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Феномены человеческого бытия.

4. Смысл и ценность жизни человека.

Личность и проблемы ее развития

1. Человек, индивид, личность.

2. Жизненный мир личности и его основные типы.

3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.

4. Проблема уникальности личности.

Общество и природа

1. Понятие природы и географической среды.

2. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.

3. Социальная экология и проблема народонаселения.

Научное познание и знание

1. Научное и вненаучное знание.

2. Структура научного познания, его уровни и формы.

3. Рост научного знания, научные революции.

4. Роль философии в научном знании.

Человек и проблема ценностей

1. Мораль в истории человечества. Нравственные ценности.

2. Человек в мире красоты. Эстетические вкусы.

3. Религия и свобода совести.

Будущее человека и человечества

1. Основные направления движения человечества в ХХI в.

2. Перспектива биологического и социального существования человека: жизнь, смерть, бессмертие.

3. Роль философии в развитии социального прогнозирования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ

КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

Введение. Мировоззрение и философия

Эта тема является вводной. В ней студенту предстоит разобраться в специфике философского знания, понять мировоззренческую направленность философии как поиск ответов на главные вопросы бытия, а также понять пути и методы решения этих вопросов. Последние в значительной мере определяются решением основного вопроса философии.Следует обратить внимание на связь философии с наукой, религией, искусством. Определить функции философии.

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Основные аспекты философского знания. Изменение предмета философии в ходе истории. Функции философии.

Основные понятия: философия, мировоззрение, материализм, идеализм, онтология, гносеология, метод.

Раздел I.ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Древневосточная философия

Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от прафилософии к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Ведиче-

ские тексты (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады).
Основополагающие идеи древнеиндийской философии: Брахман, Атман, сансара, карма, мокша. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Основные понятия: ян, инь, дао, дэ, сансара, карма, мокша, ахимса, буддизм.

Тема 2. Античная философия

Переход от мифа к логосу в греческой культуре. Досократовский период: идеи Космоса, Архэ, Фюзиса; космоцентризм, натурализм, гилозоизм; милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества.

Основные понятия: космоцентризм, архэ, апейрон, апории, гилозоизм, логос, метемпсихоз, эйдосы.

Тема 3.Средневековая философия

Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.

Основные идеи средневековой философии: креационизм, Откровение, дуализм души и тела, провиденциализм. Период патристики: разработка целостного миропонимания на основе христианского вероучения. Соотношение веры и разума (Тертуллиан и Александрийская богословская школа); христологический вопрос (Арий и Афанасий), капподокийцы, Августин Аврелий. Схоластика: рациональное обоснование христианской веры. Спор об универсалиях (реализм и номинализм). Доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский).

Основные понятия: теоцентризм, монотеизм, Бог, патристика, апологетика, схоластика, креационизм, теодицея.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Процесс секуляризации духа. Антропоцентризм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Идеи пантеизма и двойственной истины. Гуманистические теории (Данте, Петрарка, Валла, Эразм Роттердамский, Монтень). Гелиоцентризм (Коперник, Кеплер, Галилей). Пантеизм (Кузанский, Бруно).

Социальная мысль эпохи: концепция «открытости» истории (Н.Ма-киавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, гармония.

Тема 5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон. Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеи-

стический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие культа разума и взглядов о господстве человека над природой. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Основные понятия: метод, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, врожденные идеи, модус, монада.

Тема 6. Классический тип философии Нового времени

Максима философского сознания XIX в. – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Наукоучение Фихте. Трансцендентальный идеализм Шеллинга. Панлогизм и диалектика Гегеля. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении.

Основные понятия: трансцендентальный идеализм, вещь в себе, вещь для нас, абсолютная идея, априори, категорический императив, разум, рассудок, отрицание.

Тема 7. Постклассическая западная философия.

Кризис традиционной формы философского знания в середине

XIX в. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: антропологический натурализм Л. Фейербаха, материалистическая диалектика К. Маркса, сциентизм и иррационализм. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (O. Koнт, Г. Спепсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм, философия науки (К. Поппер), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание

(В. Дильтей, Г.Х. Гадамер). «Философия жизни» с ее противопоставлением «наук о духе» и «наук о природе» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Феноменология (Э. Гуссерль). Существование, человека и его свобода в экзистенциализме (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Эпистемология М. Фуко.

Основные понятия: антропологический материализм, производительные силы, производственные отношения, способ производства, отчуждение, человек, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, коммунизм, иррационализм, позитивизм, прагматизм, верификация, интуитивизм, философия жизни, воля к власти, либидо, эрос, танатос, экзистенциализм, сублимация, пограничная ситуация.

Тема 8. Русская философия.

Христианизация Руси и становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Древнерусская философия (Илларион, исихазм, нестяжательство, иосифлянство, Филофей). Русское просвещение («ученая дружина» Петра I, М. Ломоносов, А. Радищев). Учение П. Чаадаева: постановка проблемы «русской идеи». Славянофильство и западничество. Философская система В. Соловьева. Русская религиозная философия и ее основные направления (С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский). Русская философия после 1917 года: творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Основные понятия: западники, славянофилы, русская идея, соборность, всеединство, София, космизм, ноосфера, любовь.

Раздел П. Теория философии и философские проблемы

Тема 9. Учение о бытии (онтология)

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Бытие, небытие. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие

вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии.

Основные понятия: атрибут, бытие, картина мира, материя, движение, пространство, время, закон, детерминизм.

Тема 10. Учение о человеке (философская антропология)

Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол: свобода и анархия; свобода и необходимость: свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Обезличенность культуры. Личность в эпохи социальных катастроф.

Основные понятия: душа, индивид, индивидуальность, личность, сущностные силы человека, творчество, человек.

Тема 11. Учение об обществе (социальная философия)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: их соотношение. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение,

тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс. А. Тойнби, М. Вебер). Человек и историческом процессе. Насилие и ненасилие. Космопланетарные факторы социального развития.

Основные понятия: общество, государство, гражданское общество, история, культура, материальное производство, общественное сознание, цивилизация.

Тема 12. Ценность как способ освоения мира человеком

(аксиология)

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентации. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.

Основные понятия: аксиология, культура, массовая культура, нормы, нравственность, ценность.

Тема 13. Проблема сознания

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность ее проявления. Самосоз-

нание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

Основные понятия: сознание, знание, отражение, интенция, рефлексия, самосознание, бессознательное, душа, дух, язык.

Тема 14. Познание: гносеология – философское

Учение о познании

Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, когеренция. корреспонденция, фальсификация и др. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия. Ненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

Основные понятия: агностицизм, субъект и объект познания, познание, вера, знание, истина, интуитивизм, верификация, практика.

Тема 15. Философия науки

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И. Лакатос). Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного по-

знания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Специфика социального познания. Модели исторического объяснения. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты.

Основные понятия: наука, метод, методология, методы всеобщие, методы общенаучные, методы частнонаучные, индукция, дедукция., гипотеза, проблема, теория, факт.

Тема 16. Будущее человечества (философские аспекты)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ним. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

Основные понятия: проблемы глобальные, предвидение, научное прогнозирование, типы научного прогнозирования, линейные и нелинейные модели, экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего, экспертные оценки.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Раннегреческая философия (Общая характеристика, основные проблемы, понятия, решения).

2. Учение Платона об идеях-эйдосах, душе и познании.

3. Учение Аристотеля о материи, форме и причинах.

4. Античный неоплатонизм.

5. Своеобразие средневековой философии.

6. Общее понятие о патристике. Учение А.Августина.

7. Основные темы и течения в схоластической философии.

8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

9. Полемика рациональной метафизики и эмпиризма в новоевропейской философии: основные темы и результаты.

10. Принцип философии Декарта. Правила метода.

11. Бог, природа, субстанция в философии Спинозы.

12. Монадология Лейбница. Концепция «возможных» миров и оптимизм.

13. Эволюция английского эмпиризма (от Локка к Юму).

14. Критическая философия Канта.

15. Категорический императив Канта.

16. Система и метод в философии Гегеля.

17. Гегель о тождестве мышления и бытия, о субстанции-субъекте.

18. Сущность материалистического понимания истории К.Маркса.

19. Позитивизм XIX века (общая характеристика и эволюция).

20. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

21. Неокантианство XIX века. (Проблематика, школы, представители).

22. Программа "переоценки веет ценностей" и "имморализм" Ф.Ницше.

23. Основные черты русской средневековой философии. Иосифлянство и нестяжательство.

24. Русская метафизика XVIII века (антропология А.Н. Радищева).

25. Идейно-философские течения XIX века. Консерватизм, радикализм, либерализм.

26. Ф.М.Достоевский. Легенда о Великом Инквизиторе («Братья Карамазовы»).

27. Л.Н.Толстой «В чем моя вера?».

28. Вл..Соловьев Учение о Богочеловечестве.

29. Основные направления «русского духовного Ренессанса».

30. Философия русского космизма. (В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление).

31. Философия диалогизма М.М. Бахтина.

32. Философские парадигмы на исходе XX века: проблемы и противоречия.

33. Классическая и современная философия: общее и особенное.

34. Эволюция аналитической философии: основные проблемы.

35. Философия психоанализа: эволюция принципа бессознательного.

36. Феноменология: сущность метода и его интерпретации.

37. Философская герменевтика: истоки и основания метода.

38. Методологический радикализм экзистенциализма.

39. Философия науки: знание, рациональность и ценности.

40. Структурализм: проблемы и решения.

41. Философская антропология: направления и проблемы.

42. Методологический плюрализм постмодерна: причины и решения.

43. Западный марксизм во второй половине XX века: характерные изменения.

44. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания.

45. Онтология, гносеология, аксиология - основные разделы философии.

46. Проблема бытия в истории философии и культуры.

47. Основные онтологические категории: бытие и ничто, качество и количество, возможность и действительность.

48. Бытие и сущее. Сущее и существующее.

49. Субстанция как субстрат - основа всех изменении. Субстанция и акциденции.

50. Реальность объективная и субъективная.

51. Объективные и субъективные концепции пространства и времени.

52. Вещь как конечный элемент бесконечного мира. Вещи, свойства, отношения.

53. Движение: становление, изменение, развитие.

54. Принцип детерминизма и его основные трактовки. Категории причины и следствия.

55. Закон как выражение необходимости. Необходимость и свобода.

56. Понятие и образ природы в истории культуры.

57. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.

58. Понятия «человек», «индивидуальность», «личность».

59. Проблема жизни и смерти.в духовном опыте человечества.

60. Практические способы освоения мира и их эволюция в истории; общества. Типы практики и типы мировоззрения.

61. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа.

62. Структура сознания. Бессознательное как психический феномен.

63. Сознание, язык, речь.

64. Познание и жизнь. Практическое, познавательное и ценностное отношение к миру.

65. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания.

66. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы, и способы взаимодействия.

67. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития.

68. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассические идеалы рациональности.

69. Предмет социальной философии.

70. Социальная философия в системе философского знания.

71. Философский смысл социального порядка.

72. Проблема отчуждения в социальной философии.

73. Социально-философский смысл развития средств коммуникации.

74. Этнос и природная среда.

75. Роль, социальных институтов в функционировании общества.

76. Роль научной рациональности в развитии общества.

77. Многообразие форм социального опыта.

78. Личность: проблема свободы и ответственности.

79. Россия-Восток-Запад в диалоге культур и цивилизаций.

80. Многообразие цивилизаций в истории. Концепция локальных цивилизаций (А. Тойнби, О.Шпенглер).

81. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

82. Человечество перед лицом глобальных проблем.

83. Личность и общество: социально-философский и этический подходы.

84. Проблема антропосоциогенеза.

85. «Анатомия» общества.

86. Социальное познание как система. Объект социального познания.

87. Классификация социальных наук. Социальные и гуманитарные науки.

88. Принципы социального познания.

89. Описание и объяснение в социальном познании.

90. Системно-структурный и сравнительный метод в социальном познании.

91. Понятие и функции методологии социального познания.

92. Философия истории как раздел философского знания.

93. Структура социально-исторической реальности.

94. Основные понятия теории социально-исторического процесса.

95. Проблемы единства, направленности, стадиальности исторического процесса.

96. Понятие исторической эпохи. Историческое время.

97. «Осевое время» в философии истории КЯсперса.

98. Историософия XX века.

99. Смысл истории.

100.Понятие всемирности. Целостность современного социально-исторического мира.

101.Основные стороны бытия науки: система знаний, процесс получения нового знания, социальный институт особая область и сторона культуры.

102.Характерные черты и многообразие форм научного знания.

103.Средства и методы научного познания.

104.Проблема измерения.

105.Средства и методы теоретического познания.

106.Гипотеза, данные опыта и теория.

107.Структура теории и требования к ней. Функции теории.

108.Язык науки. Понятие и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

109.Понятие и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

110.Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности прогнозирования социальных явлении.

111.Проблема математизации наук.

112.Проблема истины в научном познании.

113.Проблема аксиологической суверенности науки. Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности.

114.Возникновение и основные этапы развития науки.

115.Современная социология науки.

116.Критический рационализм К.Поппера.

117.Постпозитивизм (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд).

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и способностью творить.

Агностицизм – (греч. agnostos – непознаваемый). Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Аксиология (от греч. axiа – ценность и logos – понятие, знание), особая философская дисциплина, часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение, развитие, смену ценностных ориентаций, их причину. Стала формироваться в конце XIII в., хотя вопросы ценностей ставились на протяжении всей истории философии с древности. Сам термин «аксиология» был введен французским философом П. Лапи в на­чале ХХ в. Аксиологическими являются философские дисциплины – этика и эстетика. Аксиология рассматривает высшие духовные ценности: свободу, жизнь, смерть, бессмертие, смысл бытия, прекрасное и безобразное, добро и зло, их значение в деятельности человека.

Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.

Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Антропологический материализм – теория Фейербаха, суть которой в том, что единственно существующими реальностями являются природа и человек, следовательно, человек должен стать главным интересом философии.

Апейрон – понятие первовещества в античной философии, введенное Анаксимандром, означающее бесконечную субстанцию.

Апологетика – (греч. apologia – защита, заступничество). Направление в раннехристианской философии, оправдывающее и защищающее христианство с помощью доводов, обращенных к разуму.

Априори – знание, предшествующее опыту, независимое от него.

Апория – сомнение, трудноразрешимая проблема в связи с возникшим на пути к истине противоречием.

Архэ – первоначало всего сущего.

Атман – духовная сущность индивида, его душа.

Атрибут – коренное, неотъемлемое свойство субстанции.

Ахимса – единство всех форм жизни на земле, важнейшим принципом которого в древнеиндийской философии является непричинение вреда всему, что нас окружает.

Базис – основная категория марксизма, обозначающая экономический строй общества, систему производственных отношений, соответствующую уровню развития производительных сил.

Бессознательное – понятие, обозначающее процессы, не проходящие через сознание человека. По Фрейду это скрытые иррациональные силы человека.

Бог – это Абсолют, в соответствии с принципом теоцентризма является источником всякого бытия, блага и красоты. Он абсолютное начало, первопричина мира физического и нравственного.

Буддизм – древнейшее учение, проповедовалось Буддой Гаутамой в VI в. до н.э. в Древней Индии. Центральным в буддизме является положение об отсутствии в мире субстанции (самости), поэтому все в мире преходяще, полно скорби и страданий.

Бытие – это реально существующая, объективная вечная, бесконечная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее.

Вера – феномен внутреннего духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных. Вера основывается на авторитете, интуиции и уважении к чужому опыту и традиции.

Верификация – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных положений подтверждается путем опытной проверки.

Вещь в себе – основополагающая категория философии Канта, подразумевающая реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства и который абсолютно не может быть понят разумом.

Вещь для нас – это явление, т.е. образы множества предметов и явлений, доступные разуму ( но не их внутренняя сущность).

Возможность и действительность – философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность – это наличная реальность единичного бытия, в отличие от возможностей, которые она таит в себе.

Воля к власти – сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет ценность (в данном случае это власть). Это самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека. По Ницше «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека.

Волюнтаризм – признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление (Фихте, Шопенгауэр, Ницше). Воля в учении этих философов – абсолютное начало, причина всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него.

Время – форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояний.

Врожденные идеи – учение Декарта о том, что существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Они существуют в разуме Бога и разуме человека.

Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности, соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии.

Гармония – органическая слаженность, соразмерность частей в основе и системе целого. Диалектический смысл этого понятия раскрывается в соотнесении с его противоположностью – дисгармонией (нарушением меры, несоответствием части целому). Гармония и дисгармония – два полюса единого процесса развития, два взаимопереходящих состояния вещества и энергии в мире, ни одно из которых не должно быть абсолютизировано.

Гилозоизм – учение, согласно которому вся материя одушевлена.

Гипотеза – научно обоснованное предположение для выяснения причин и закономерностей исследуемых знаний.

Гносеология – учение о познании или теория познания.

Государство – аппарат для управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или органы принуждения.

Гуманизм –учение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Дао – закон. Дао определяет законы неба, небо – законы земли, земля – законы человека. Это также жизненный путь человека.

Движение – в широком смысле – всякое изменение; в узком смысле – это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском – способ существования бытия.

Дедукция – выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм) или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы, категории, принципы.

Дух – философское понятие для обозначения формообразующего начала (лат. – дуновение, дыхание как носитель жизни). В различных фило-

софских системах имеет свое токование. В философии марксизма – син

Наши рекомендации