Ф. и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им.
Отличительной чертой белорусской Ф. является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.
Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира. Второй период белорусской философии связан с вхождением Беларуси в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Это период эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.), осмысления и адаптации философских идей европейского Возрождения
Периоды | Хронология | Представители |
1. Период Киевской Руси | X-XIV вв. | Е.Полоцкая, К.Смолятич, К.Туровский |
2. Белорусская фил.эпохи Ренессанса и Просвещения | XV- пер.пол. XVIII вв. | Ф.Скорина, Н.Гусовский, М.Литвин, А.Волан, Л.Сапега, С.Будный, В.Тяпинский, П.Скарга, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Конисский, и др. |
3. Белорусская фил.периода Российской империи | кон. XVIII - XIX в. | Я.Чачот. М.Коялович, Е.Ф. Карский, А.П. Сапунов, Ф.Багушевич, М.Богданович |
4. Философская мысль советской и независимой Беларуси | втор.пол. XIX - XX вв. | Д.В.Скрынченко, И.Абдиралович, В.Самойла, С.Я.Вольфсон |
Русская Ф. XIX–XX вв.
Развитие Ф. в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская Ф. достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.
Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской Ф. характерен гносеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской Ф. обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.
Федоров развивал Ф. доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей.
Особенности Р Ф: 1) гносеологич реализм(уверенность в существован объективного мира) 2)Представление о Богоизбранности России. 3) Стремление к общщечеловеческим началам в философии и соц мысли.
4)Ориентация на постижение не только истины, но и правды. 5)Утопичность и поиск социальноого идеала
6)идейноепротивоборствие западников и славянофилов
7)связь с искуством 8)космизм 9)разноликость и связь с мировыми традициями.
25.Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в Ф..
Онтология – наука о бытии,изучает фундаментальные основы сущности. Термин появился в 1613г.( Р. Гоклениус)
Развитие: 1)Антическая(поиск проосновы реальности):Элеаты(элейская школа)-существ только бытие, Атомисты – существует бытие(атомы) и небытие(пустота), Платонизм-подлинное (мир идей) и неподлинное(мир вещей)
2)Средневековая: теоцентризм: абсолютное бытие (Бог) и сотворение.
3)Новое вр: Мыслю-значит существую(Декарт);Существовать, значит быть воспринимаемым(Беркли); В начале чистое бытие,т.е. абсолютидея,а затем в процессе развития рождается наличное бытие,качественноопределённое,мирвещей,идей.(Гегель).
На Востоке:дао-перовпричинамира,но это небытие.
Виды бытия : объективная реальность, субъективная реальность.
Уровни бытия:актуальное и потенциальное бытие.
Формы бытия: природное, социальное, человеческое, идеальное(дух.мира).
Решение проблем онтологии: Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен,,возникает из материи.
Этапы материализма:
-Древнегреческий (античная Греция:Гераклит).
-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Локк, Спиноза, Ломентрий).
-Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.
Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.
Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир. Виды: Объективный (дух.первооснова (первоначало) сущ-ет объективно, независимо от человека. Платон, Гегель.
Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире.Беркли, Юм, Кант)