Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.
a)реализм(радикальный(идеи до вещей(следовали Платону), умеренный(общее в вещах(Аристотелю)))
б)номинализм (радикальный(общ. понятия-чистый, пустой звук, чел-я речь), умеренный(общее не в вещах, а понятие-результат познания)
Реалисты – Ансельм Кентерберийский(1053–1109 гг.), Гильом из Шампо(1070–1121 гг.), Фома Аквинский(1221–1274 гг.) – были убеждены, что подлинным бытием обладает именно общее. Universaliaanterem - Общее предшествует вещам – такова краткая, ёмкая формула, выражающая эту позицию.
Номиналисты, – а среди них были, как, впрочем, и среди реалистов, крайние и умеренные, – Росцелин(1050–1120 гг.), Пьер Абеляр(1079–1142 гг.), Оккам(1280–1348 гг.), Буридан(XIV ст.) – наоборот, реальный бытийный статус приписывали лишь единичным вещам, а общее сводили к наименованиям (лат. nominalis – относящийся к названиям, именам), названиям, которым человек обозначает единичные вещи. У крайнего номиналиста Росцелина универсалии, общие понятия иногда истолковываются даже как «звучание голоса» (flatusvocis). При таком подходе подрывается главный христианский догмат о Единой и Нераздельной Троице, которая превращалась в троебожие.
Умеренный реалист Фома Аквинский утверждал о трояком существовании универсалий – «до вещей» они существуют в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; «в вещах», где они выступают как «субстанциальные формы» этих вещей; и «после вещей» – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного мира.
Позже, в XIII в. Фома Аквинский сформировал ещё пять рациональных доказательств существования Бога, но эти доказательства не оригинальны, так как были выдвинуты в своё время ещё Аристотелем.
Фоме Аквинскому (1225–1274 гг.) принадлежит особое место в истории средневековой схоластики. Это место определяется прежде всего тем, что Фома переориентировал средневековую схоластику с августино-платоновского философского наследия на философию Аристотеля, переистолковав её в духе христианского богословия. Две линии понимания богословия:
а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, кот.понимается только в мистическом опыте.
б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо.
11.Гуманизм Ф. эп. Возрождения(Ренессанса). Натурфил..
XVв. Италия. Период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период, когда человек - как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм– учение о неразрывности Бога и природы. Отвергает аскетизм(отказ от чувств. ориентации).
Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Осн. тенденция – гуманизм. В науке сделаны выдающиеся открытия(Коперник). Вел.философы эпохи–Бруно, Кузанский.
Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.
Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество. Бруно – понтеист (понтеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.
Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией
Натурфил.
Уже не Бог, а природа оказывается в центре внимания философии.
Возрождается натурфил. в двух вариантах. В первом случае природа истолковывается в понятиях и представлениях античной атомистики (Вала, Монтень, Галилей). Возрождённая атомистика завоёвывает в дальнейшем прочное место в европейской философии и науке. Второй вариант натурфилософии – пантеистический – развивали самые выдающиеся философы Возрождения Николай Кузанский(1401–1464 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600 гг.). (Напомним, что пантеизм сближает, иногда до отождествления, природу и Бога).