Понятия мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, фил..
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Мироощущение(инстинкты НЕ входят)
II. Миропонимание
Исторические типы мировоззрения:
Мифологическоевозникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.
Мифологический мир включает два аспекта:
· Де хронический (рассказ о прошлом).
· Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).
Особенности религиозного мировоззрения:
Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).
Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному.
Фил. – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Фил.возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира
( понимания с позиции знания).
Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “фил.”.
У Платона и Аристотеля фил. – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Фил.выступает в роли матери науки.
Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (фил.все подвергает критическому анализу)
Онтология – наука о бытии.
Два основных подхода к решению проблем онтологии:
1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.
3.Фил.и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры
Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.
Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.
Фил.– это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.
Искусство и фил.схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а фил. – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.
Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Фил.ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, фил. не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.
Ф-я пользуется особыми понятиями-категориями,т.е. наиболее общими и фундаментальными понятиями,которые фиксируют существенные свойства и отношения явлений и действительности.Напр. Аристотель(«Категории») выделял след.:субстанция,количество,место и др.
Категории возникли в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями-универсалямикультуры.Это такие понятия ,которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы,которыми руководствуется чел-к в своей деятельности:бытие,время,чел-к,свобода и т.д.
В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:
1.Общечеловеческий-фиксирует отличие человека от остального мира.
2.Особенный-выражает специфику смыслов конкретной исторической эпохи.
3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта и соц.группы.
Древнеиндийская Ф..
Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. В основе индийской философии лежали «Веды» (знания). Веды структурировались(не совсем верно):
1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).
2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коментывед,ритуалы.
3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном начале,космическое начало-брахма,о круговороте жизни-сансаре,о идеи познания-основывается на интуитивном постижении мира.
Даршаны-филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя,Вайшешика,Санкхья,Йога,Миманса,Веданта). Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм.Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблемы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом.Локаята(школа Чарвака) в ней отвергнуты все древнии ф-ииИндии.Чел-к из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На их основе-душа.Со смертью тела-кирдык и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.
Фил.древнего Китая.
Для китайской философии характерно единство противоположностей :ян и инь.Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической,ориентированной на реальность.
Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.Основа:«Книга перемен»(XII-VIвв. до н.э.).Основные идеи в ней:1.О субстанции(их 8(позже 5-ть):небо и земля,гром и ветер,огонь и вода,горы и озёра),2.Идея о движении,о изменении мира.В основе развития 2-е тенденции: а)улучшение,б)негативные(напр.разрушение),3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.4.Обществом упр-ют не боги,а действия людей.
В этот период возникло 6 основных философских школ:
1. Даосизм (ЛаоЦзы)
2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))
3. Моизм (Мо Цзы)
4. Инь-ян-цзя
5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)
6. Фа-цзя (легизм, законники).
На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин »
Даосизмбыл создан ЛаоЦзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао.
Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается,путь.
Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.
Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.
Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие)..
Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.
Фа Цзя (законники).Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес.