Вопрос 29. Проблема личности в философии
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языки слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека жаи некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерян, лицо., которое есть во многих языках, означает утрату своего места н статуса в определенной иерархии.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, во в как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, ч го он отделен (прежде всего телесно) от других инди-видов. Гораздо содержательней другой термин — 'индивидуальность*, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств в свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности» псловам К. Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. По свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значит ель пес, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризую-
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос: когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т. е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.
В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной мора г и (феодальный мир), утверждение человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения.
30. Свобода – это самостоятельное распоряжение человеком самим собой, выбор жизненного пути и самоопределение в его рамках. Свобода предполагает возможность действовать , говоря словами Канта «по своему усмотрению».
Для многих людей свобода является фундаментальной ценностью, и все же она должна иметь свои пределы. В противном случае она превратится в свои антиподы – произвол, анархию, своеволие, самодурство и насилие над другими людьми. Границами свободы должны быть интересы другого чел-ка, соц групп, об-ва в целом. Свобода для себя должна предполагать и свободу для другого. По словам Гегеля «я только тогда истинно свободен, если другой также свободен и мною признается свободным».
Человек несвободен, т.к. существует внешний мир, который диктует ему выбор форм и способов деятельности, их последовательность и содержание. Он не свободен потому что всегда есть ограничители его деят-ти – уровень физич и умственных способностей, технические возможности, характер общесвенного строя. Они ставят преграды целям, планам чел-ка. Он не свободен еще и потому что имеет место отчуждение человека, которое проявляет себя во все времена. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и его враждебность (напр, стихия рыночных отношений, сила диктаторского гос-ва). Отчуждение – это как бы утрата мира чел-ком и превращение этой действительности в бесчеловечный мир. Такое случается, напр, во время соц-х революций.
Человек свободен – причем не только в принципе, но и самой действительности. Конечно речь идет о конкретных проявлениях и мерах свободы как измерении человеч-ого бытия, что зависит от многих обстоятельств и предпосылок – глубины ума человека, его силы воли, социальных условий.
Свобода – это самостоятельное распоряжение человеком самим собой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в его рамках.
Без свободы невозможно раскрытие человеком своей творческой сущности. Вот почему человек нуждается в свободе, ведь она есть первейшее условие осуществления им смысла своей жизни и путь, к счастью как полноте своего существования. Феномен творчества являет собой и проявление свободы, и ее орудие. Творчество, как сознание ноной действительности, есть признак любого человека, стремящегося к новой жизни. Но творчество - это не только внесение Принципиальной новизны во внешний мир. Это еще и «выстраивание» человеком самого себя, определение своего отношения к миру, формирование своего жизненного пути.
Свобода невозможна без ответственности чел-ка перед миром, в котором он существует. Ответственность – это неизбежная цена свободы и плата за нее, ответ чел-ка перед другими людьми и перед миром. Свобода требует от чел-ка разумности, нравственности и воли, умения соотносить свои действия с интересами других людей. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покаряться и бунтовать», - так писал Н.А. Бердяев.
Вот почему многие люди не желают свободы и даже бояться ее, ведь она требует самостоятельности, напряжения физич и духовных сил, разного рода испытаний.
Вопрос 31. жизненный путь чел-ка – это его движение во времени и пространстве собственного бытия. Это процесс формирования и раскрытия им своей сущности и природы как уникального существа. Начинаясь в детстве и обрываясь смертью.
Никто из нас, живущих, не знает, каким окажется наш путь и чем он будет наполнен. Но мы должны знать, что каждодневно человек оказывается на распутье, в ситуации выбора. Следовательно, он может (и должен) выбирать и выстраивать свой жизненный путь, если он не желает оказаться игрушкой в руках внешних сил (судьба, рок и т.п.).
В целях исчерпывающего познания своего объекта философская антропология применяет понятие смерти и бессметрия человека. Причем она понимает не только в физическом, но и в духовном смысле. Тема смерти и бессмертия является одной из самых древних в культуре человечества. Она находит различные формы своего решения — не только к философии, но и в религии, в естествознании, и философской поэзии, в устном народном творчестве и традициях общества. Смерть – всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди — все рано или поздно умирает. Человеку в этой ситуации тяжелее всех, он, как мыслящее сущ-во, знает о предстоящей ему смерти . Вот почему мечта о бессмертии неразлучно сопровождает человека, едва он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об «эликсире жизни». Осознание своей смертности делает еще более мучительным размышление чел-ка над смысложизненным вопросом («Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?»).
Подлинно «человеческим» является также и философское понятиесмысла человеческой жизни, ведь оно характеризует человека как существо, стремящееся к осмысленности и полноте своего бытия. Это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в его жизни - цели и идеалы деятельности, само значение его существования.
Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержании его существования в мире.
Это, говоря словами ФМ Достоевского, вопрос о том, для чет человеку жизнь и к чему стремиться. Смысложизиенный вопрос пронизывает собой всю историю философской мысли, начиная с ее ранних форм (буддизм в Древней Индии, учения Сократа, Эпикура, Диогена). Глубокое осмысление этого вопроса содержится в русской философии и художественной литературе (АМ Герцен, Л.Н.Толстой, ФМ Достоевский, ИА.Ильин, НА.-Бердяев). Как жить? к чему стремиться? что делать? - все это есть «вечные» и «проклятые» вопросы человеческого существования.
Живя по своему усмотрению и самобытно, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к великому Космосу как нашему истоку. Ведь все мы - его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе неминуемо будет нести к краху личности, к деградации и духовной смерти человека. Так зачем же умирать преждевременно? Власть безжалостного времени над всеми нами необъятна, и приближение к смерти неумолимо. Вот почему не надо откладывать поиска ответа на смысложизненный вопрос. Надо ответить так, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без заметного следа в ней. Ведь жизнь всем нам дается всего лишь один раз. Жить, созидая Добро и творя тем самым саму Жизнь, — вот в чем состоит подлинное призвание (предназначение) человека, его великая героическая миссия, порученная ему Судьбой, и только это Дело может наполнить жизнь человека подлинным смыслом. «Самое короткое выражение смысла жизни, — писал ЛН Толстой, - такое: мир движется, совершенствуется; задача человека учавствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
Для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия. В целях классификации их можно привести в систему и попытаться изобразить ее графически в виде входящих друг в друга рядов и пронизывающих их креста. Первый (внутренний) пояс - это понятия, которые представляют природу и сущность человека (понятия «человек», «индивид», «личность»). Второй (средний) пояс составят понятия, характеризующие способы и формы существования человека в окружающем мире («деятельность», «познание», «культура»). В третий (внешний) пояс пойдут те понятия, которые раскрывают человека как существо, ищущее себя в этом мире и стремящееся к полноте своего бытия в мире («свобода» смысл жизни», «счастье» и др.) В этой несложной схеме человек предстает как точка, в которой пересекаются противоположности (природное и культурное, отчуждение и свобода). Человек - это живое противоречие, - гласит философская антропология.