Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы и альтернативы.
Диалектика-это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования.
В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них- стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической(Гераклит,Анаксагор), так и на идеалистической(Сократ, Платон)основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики–идеалистическая диалектика классической немецкой философии (Кант,Гегель). Третья– материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин). Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика-это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Эклектика – способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий.
Основные принципы и законы теории диалектики – это, прежде всего, принципы развития и взаимосвязи, детерминизма и системности.
К основным законам материалистической диалектики относят:
-закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, согласно которому изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качество.
- закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
-закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.
К группе философских категорий, выражающих целостность и структурную организованность бытия, относятся такие категории как: единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма.
Единичное– философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенным предметам и отсутствующее у других предметов.
Общее– философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов.
Особенное– философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.
Категории часть и целое выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.
Система– философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность.
Элемент– философская категория, обозначающая составную часть системы.
Структура– философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, которые обеспечивают целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях.
Содержание– философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь, взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.
Форма выражает совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет.
Основные типы детерминации выражаются посредством таких категорий, как причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.
Причина– философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие– философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной.
Необходимость и случайность являются соотносительными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, недетерминированное определенной областью действительности, и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней.
Действительность трактуется как мир в целом, объективная реальность в единстве ее настоящего, будущего и прошлого, включая все возможности.
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление – внешняя форма существования и обнаружения предмета.
31.Основные законы диалектики,их мировоззренческое и методологическое значение. Закон диалектики – это форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.
Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определённое образование, и в то же время составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектические противоположности – это такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета (явления, процесса), кот-е одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий «единство противоположностей» и «борьба противоположностей». Единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. В природе нет куска магнита, имеющего только один полюс; нет действия без противодействия;в обществе нет производства без потребления, принуждения без подчинения, общих интересов без индивидуальных и т.д. Борьба противоположностей – это такая связь противоположностей, которая ведёт к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество.
Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество. Это и единство, и борьба диалектических противоположностей. Первое – относительно, второе – абсолютно. Структура противоречия включает:1) основание – то, по поводу чего выделено противоречие; 2) элементы противоречия – диалектические противоположности; 3) взаимодействие противоположностей.
Закон взаимного перехода качественных и количественных измененийзаключается в следующем: накопление количественных изменений в определённый для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.
Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определённой совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство- это сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними. Они бывают общими, присущими всему классу определённых предметов (протяжённость, тяжесть, цвет и др.), и специфическими, которые характерны для отдельного предмета или части предметов того или иного класса (электропроводность, ковкость, наличие цветовых оттенков, запахов и т.д.). Неотъемлемые свойства предметов, без которых невозможно их существование, называют атрибутами.
Качество – философская категория, выражающая определённость, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств.
Количество – философская категория, выражающая величину, объём, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют.
Ключевым элементом в системе понятий и категорий, выражающих взаимосвязь качества и количества, является категория меры. Мера– философская категория, определяющая интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определённость предмета. Границы меры – это такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества.
Качественные изменения в отличие от количественных выражаются через понятие «скачок». Скачок – это качественное изменение предмета (явления, процесса), переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. Бывают частные, общие, постепенные скачки, скачки «со взрывом».
Закон отрицания отрицаниясводится к следующему: в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обусловливают преемственность содержания и цикличность развития. Отрицание – философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. Основой и движущей силой отрицания является возникновение, развитие и разрешение противоречий.
32.Фил-е категории,выращающие целостность и структурную организ-ть бытия.К группе философ.категорий, выраж. целостность и структурную организованность бытия, относятся: единичное, общее, особенное; целое и часть; система,структура, элемент; содержание и форма.
Единичное – фил. категория, выраж. свойства и связи, присущие отдельным предметам и отсутствующее у других предметов( механизмы наследственности, способности отдельного человека, история государств, культур и цивилизаций и т.д.)
Общее – фил. катег., выраж. свойства и связи, присущие определенному множеству предметов. Так, локальные культуры имеют много общего в нравственно-этических правилах и нормах.Общее мыслится в понятиях, отражая не отдельные предметы, а их определенные группы и свойства, присущие всем объектам, входящим в группы (растения, мебель и др.)
Особенное– фил. кат., обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.
Категории часть и целое выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть – это элемент некоторого целого, целое – то, что состоит из частей. Соврем. наука соотношение части и целого описывает посредством системного подхода, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Категории части и целого при этом включают в своё содержание новые смыслы. В социальном управлении, например, вместо превалировавших прежде локальных отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы.
Система– фил. кат., обознач.совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность. Так, эконом. система включает в себя финансовую, банковскую и др. подсистемы.
Элемент – фил. кат., обознач. составную часть системы.
Структура – фил.кат., обознач.совокупность устойчивых связей элементов, которые обеспечивают целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях.
Содержание – фил.кат, обознач. совокупность элементов, образующих вещь(явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.
Формавыражает совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет(явление).Содержание более интенсивно выражает тенденцию к изменению, форма – менее интенсивно, проявляя тенденции к устойчивости.
33.Фил-е категории,выражающие основные типы детерминации(причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дейст-ть).Причина-действие,обусловливающее определенное изменение.Следствие-результат взаимодействия явлений,в кот-м фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причина и следствие не являются застывшими сторонами действител-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одних условиях являются причиной,в других- следствием и наоборот.Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассматривать и как причину и как следствие взаимодействия определенных явлений.Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных причин.Если одно и то же явление может вызываться к жизни разными причинами,то существует множество путей достижения одного и того результата.Нужно выбрать наибольший эффективный путь.Различают причины:внутренние(порождаются взаимодействием между элементами целостными)и внешние(вытекают из взаимодействия между предметами,процессами).Определяющую роль играют внутренние.Сложилось 2 основных подхода понимания- детерменизм(изучение о всеобщей,закономерной связи, причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (характерно отрицание всеобщего характера причинности,в крайней форме отрицает все вообще).Последовательный детерменизм утверждает объективный характер причинности(нет явлений без причины).Необходимость первоначально была замечана в процессе познания причинно-следственных отношений.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной причиной следует не любое,а строго определенное следствие.Необходимость есть то,что обязательно должно произойти в конкретных условиях.Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности.Случайность -то,что может быть,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущности данного явления,а в взаимодействии на данное явление других явлений.Необходимость .и случайность не существуют раздельно.Каждое явление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случайность выступает как форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта переходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое- случайным.Т.к.необходимое при определенных условиях может становиться случайным,а случайное- необходимым, то,познав эти условия,можно создать их искусственно и превратить случайные свойства,соответствующие практическим. интересам,в необходимое,а необходимые - в случайные.Одна из сторон взаимосвязи между объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями представлена в теории диалектического материализма категориями действител-ть и возможность.
Действительность–мир в целом,объективная реальность в единстве ее настоящего,прошлого и будущего,включая все возможности.Возможность-то, чего еще нет,но оно может быть, действительность- ставшая, реализовавшаяся возможность.Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности,кот-е подвижны.В процессе развития они могут меняться местами.Чтобы быть результатной,практическая деятел-ть должна опираться на действительность.Возможности могут быть прогрессивными (ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями,называются реальными.Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости(пр.:каждый человек может стать миллионером).Различают:абстрактные(общий признак-отсутствие в действител-ти достаточных для их реализации условий и факторов);конкретные(для их осуществления имеются необходимые условия)возможности.Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возможностями. Возможность выбора- великое благо.Главное- не упустить время.Время сокращает эту возможность.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объективный мир,раскрывают его сущность.
34.Понятие природа.Эволюция представлений о природе в философии и науке.Взаимодействие общ-ва и природы является одной из актуальных проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу, беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание значения природы для жизни и развития общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теоретически превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом может повлиять на будущее всего чел-ва. В широком смысле слова природа-всесущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смысле-объект исследований естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия"природа"как совм-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных чел-м материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осуществление обмена вещ-в м/д челом и природой-закон, регулирующий общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможна сама чел.жизнь.В истории взаимодействия природы и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я человека к природе:Первый-древнейший.Характерно присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство, охота,рыболовство.В качестве жилищ использовались природные укрытия.Крупн. достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для чел-а видов растений и животных.Но в целом чел-к еще был"в плену"у природы;Второй-аграрный,т.к. гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство, начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное пр-во, возникает мануфактура.Историки данный этап охватывают как древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве источника энергии использовались мускульная сила чел-а и животных,энергия ветра и воды;Третий- промышленный. В области энергетики формирование этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повысило производительность труда людей.В хозяйственный оборот было вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпаемыми. Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во;Четвертый(совр-ый)хар-ется бурным науч.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что порождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возможно лишь на основе науч.управления всеми общ.процессам.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем,к-ые возникают в русле этого процесса.Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на природную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем?Однозначного ответа на этот ? прогностика не дает.Коэволю́ция— совместная эволюция биологических видов,взаимодействующих в экосистеме.Изменения,затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида,приводят к изменениям у другого или других видов.Первым концепцию коэволюции ввёл Н.В.Тимофеев-Ресовский в 1968 году.
35.Проблема антропогенеза в философии и науке.Биол-е и социал-е в чел-е.Проблема происх-ния чел-а стала активна в естествознании 19в.Объяснить происхождение чел-а чисто биолог-и причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чел-а является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чел-а из биол-й эволюции прапредков чел-а не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.организации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом, подчеркнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки человека-как сущ-ва разумного,морального,как полит.животного и т.д.-может быть выведены из материально-практ.действия. Чел-к и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной.Становление чел-а(антропогенез)и становление общ-ва(социогенез)составляют 2 стороны единого процесса-антропосоциогенеза,продолжавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал человека".Труд.дея-сть во многом обусловливала направленность жизн.процессов и способствовала естественному отбору.Под влиянием труда сформировались специфические качества чел-а: созн-е,язык, творч.способности.Идеи Энгельса были поддержаны философами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться, он не был одним и тем же.Не вполне понятно и то,как,при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит, тормозить развитие человека.Наряду с орудийной дея-стью большую роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедеятельности.Одним из осн.факторов очеловечивания были нравств.отн-я.Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода, забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также принимать во внимание взаимообусловленность возникновения рода(филогенез) и истории индивид.развития(онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наглядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыками трудовой деятел-ти.И здесь заложены, с одн.ст., возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я, а с др.ст.,возможность сознат-о направления процессов воспитания и самовоспитания на основе познания процессов истор.развития.В этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтверждает гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей. Предоставленные самим себе или традиционным методам воспитания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только приобрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире. Чел-к явился для самого себя не только наиболее интересным, но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки философов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чел-а возможно,если за основу сознательно принять сложность природы человека. ажным шагом в этом направлении является признание противоречивой сущности чел-а, выражаемой посредством сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения:биологизаторство(натурализм),абсолютизирующее роль естеств.начал в чел-е,и социологизаторство,преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е законов естеств.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чел-а бессознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространенных концепций-позиция сторонников социобиологии, к-ая накопила обширный материал,свидетельствующий о том,что в живой природе сущ-ют разн.формы организаций(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяснять,исходя только из генетической предопределенности.Представители социологизаторства,напротив,недооценивают или игнорируют разл.проявления жизнедеятельности чел-а.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей,созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чел-а.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чел-а как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе приверженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов, стощих на позициях структурализма, трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак, обе концепции человека-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изучения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущности,низводит чел-а до уровня животных,вторая- превращает его в абстрактную социолог.схему. Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природно-соц-ое".Дей-но, человек-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,классу млекопитающи,отряду приматов,но это особое сущ-во, входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Особенности чел-а как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем. Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соответствии с потребностями.Здесь коренится и принципиальная незавершенность чел-а как вида,и эта незавершенность преодолевается как соц.организацией людей,так и продолжающимся самоформированием чел-а.Эта цельность–ед-во биолог.и соц.начал в чел-е-выражается особой категорией-"биосоциальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"человек есть полит.животное" (Аристотель),"человек есть животное,изготовляющее орудия"(Б.Франклин) и т.д.
36.Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.Ни одна из глубоко интересующих человека проблем не может сравниться по своей значимости с проблемой жизни и смерти. Эта проблема приобрела необыкновенную остроту в конце второго тысячелетия нашей эры.В постановке и принципиальном решении этой проблемы наиболее предпочтителен научный подход.В самом первом приближении,соотношение понятий жизни и смерти предстаёт производным от категориальной пары «бытие – небытие». Жизнь есть способ бытия чел-а, пространство для раскрытия его сущности.Двоякая– биологическая и социальная – природа чел-а обусловливает то,что он как бы рождается дважды:вначале как биологическое существо,а затем –как социальное. Он способен как бы продлить земное существование,оставив после себя вещественные результаты своей деятельности– выращенные сады,возведённые здания,идеи, переданные следующим поколениям.Жизнь осознаётся как особая ценность, и в связи с этим фундаментальное значение приобретает «право на жизнь»,кот-е провозглашено Всеобщей декларацией прав человека.Принадлежа к живым существам,чел-к также смертен. Но в отличие от них он осознаёт свою смертность. Известный русский философ Н.Ф.Фёдоров считал победу над смертью общим делом человечества,русский биолог И.И.Мечников неутомимо искал способы продления человеческой жизни.В литературе высказываются даже предложения о создании специальной науки о бессмертии– иммортологии.Особое место в проблеме жизни и смерти занимает вопрос о смысле жизни (человеческого существования), являющийся ключевым для ряда философских направлений(в особенности экзистенциализма),считающих его даже основным вопросом философии.Осмысливая содержание рассматриваемого вопроса, необходимо прежде всего уточнить,какое понимание жизни отрицается(отвергается).Вполне понятно,что сама его формулировка направлена против представления о хаотичности,непостижимости и бесконтрольности человеческой жизни.Освещение вопроса даёт возможность сравнить позиции различных фил-х школ и направлений(трактовка смысла земной жизни древними философами как подготовка к жизни вечной либо напротив – подчёркивание самоценности жизни и необходимости получения удовольствий от неё, согласно гедонизму, и т.д.).На этой основе можно выделить достойную цель, более соответствующую природе человека. Однако далеко не все действия человека сознательны,не всё может им планироваться или достигаться по его желанию (бесконтрольность сна, неожиданные болезни и происшествия и т.д.).Да и вообще,человек обретает сознательность лишь в определённом возрасте.В современных условиях вопрос о смысле жизни человека и человечества чрезвычайно актуален. Однако наблюдается стремление свести его исключительно к проблеме выживания,и для этого есть основания– участившиеся природные и социальные катастрофы,обострение глобальных проблем цивилизации.Думается,что всё же можно наметить более общий план, в русле кот-о должен решаться вопрос о смысле жизни,где императивом является не только спасение жизни,но и её совершенствование.Его можно обозначить словами:«Выжить,чтобы творить».
37.Проблема генезиса сознания.Соз-е и эволюция форм отражения.Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи.Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией.Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующее: отражение в неживой природе, отражение в живой природе, социальное отражение.Высшей формой биологического отражения является психика. Ее формирование было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных. Характерной для этой формы отражения становится реакция не только на биотические факторы, но и на абиотические, которые, не являясь сами по себе значительными в аспекте выживания, выступают как сигналы, предупреждающие об опасной или благоприятной ситуации.Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде.Сознание и психика животных:1)отсутствие абстрактно-логического мышления 2)отсутствие целеполагания 3)отсутствие членораздельной речи.
ить!Творить,чтобы выжить!».
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.Язык - система словесного выражения мыслей.Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают,что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова,речи,разговорного языка и одновременно для обозначения разума,мысли.Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.Вильгельм Гумбольдт,великий немецкий лингвист,основоположник общего языкознания как науки,считал язык формирующим органом мысли.Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая,что мышление,особенно творческое мышление,вполне возможно без словесного выражения.Норберт Винер,Альберт Эйнштейн,Фрэнсис Гальтон и др. ученые признаются,что используют в процессе мышления не слова или математические знаки,а расплывчатые образы,используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди -композиторы, художники,актеры..Например,композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку,то есть,продолжал мыслить.У него сохранился конструктивный, образный тип мышления. Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем,что знаки-необходимая поддержка для мысли,но внутренняя мысль,особенно когда это мысль творческая, охотно использует др. системы знаков (неречевые),более гибкие,среди кот-х встреч-тся условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).Обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания.Истина,скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном,мышление и словесный язык тесно связаны.Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся между собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я-зн-е.В основе всех«техн-х»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать,сохранять и воспроизводить инф-ю.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ-е обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е чел-м своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я большую роль играют ощущения чел-м своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ-я обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному чел-у, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел-к осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чел-а.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мысли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел-к берет на себя полную ответственность за них. Термин «искусственный интеллект»,был введен в 1956 году американским ученым Дж. Маккарти,но вопрос о возможности мышления в машине возник одновременно с началом компьютерной революции в конце 40-х годов.Безусловн