Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме.
Структурализм – означает понятие, которое объясняет мир с помощью понятия структура.
Основатель структурализма Ф. де Соссюр “Курс общей лингвистики”. Он рассматривал язык,как знаковую структуру.Язык понимался им, как явление социальное и принудительное для отдельного человека.Он ввёл понятие языкового знака. Язык-й знак-это единство означающего и означаемого. Означающее -акустический образ звука. Означаемое–самопонятие. Каждая буква воспроизводится как отдельный сегмент, звук не оналогичен понятию, которое оно означает.Клод Лаве-Стросс “Структурная антропология”, “Мифологика”. Его основные идеи:1)Изучая явления культуры следует обращать внимание не на элементы, а на структуру.2) Исследуя культурные фенонимы следует изучать их синхронно, т.е. всех совпадений во времени, одновременности и последовательной смене явлений. 3)Приоритет в исследовании принадлежит не субъектам, а структурам.4) В мифах народов никогда не контактировавших др с др отражаются одни и те же структуры,и первобытное мышление по своей структуре не отличающиеся от современного мышления.
Фил-я постмодернизма.
В 80-е гг. в западноевропейской культуре укореняется термин "постмодернизм",приобретая статус общеупотребляемого понятия. Сегодня в рамках постмодернизма на Западе работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы: Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар и др.
Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями" не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм", или "контрфилософский дискурс". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта.
Логоцентризм философии постмодернисты пытаются преодолеть отношением к событию, явлению, вещи как к самодостаточным, что предполагает выход из " контекста смыслов". В результате объективность сменяется субъективностью,универсальность — воспроизводимостью, что ставит под сомнение саму возможность подлинного творчества как создания нового. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как "открытия уже открытого", как бесконечного цитирования, игры с давно созданным.Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, "проговоренности" всех смыслов, идей и ценностей.При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности "сумме текстов", вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода "деконструкции", предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; "цитирование" как игра с "уже бывшим".
Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому бессознательному".
24.Основные проблемы русской философии.Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси.Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования, принципиально и изначально опознающего себя концептуально и культурно «иным» по отношению к фил-и западной, - первая половина XIXв. Русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева, изначально заявляет о себе как о философии истории с центральной проблемой концептуализации — «Россия и Запад».Русская судьба представляется уже у Чаадаева трагической и мучительной, заблудившейся на исторических дорогах, что вызывает столь же мучительную рефлексию мысли.Конкретно-историческойформой,в кот-й наиболее четко предстала русская философия как таковая,стал спор «западников» и «славянофилов», спровоцированный П.Я. Чаадаевым в его «Философских письмах» и задавший язык, парадигму и проблемное поле русской мысли XIX-XX вв.Особое место в развитии русской философии сыграло славянофильство 1840-50-х гг., в рамках кот-го философия истории, усматривающая в православии основу своеобразия русского исторического процесса, с необходимостью перерастает в религиозную фил-ю.В творчестве лидеров славянофильства - А.С. Хомякова и И.В. Киреевского - была четко заявлена и обоснована потребность русской культуры в создании самобытной национальной фил-и.Среди западников формируется радикальное крыло(В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев), умеренный центр (Т.Н. Грановский, П.В. Анненков), либералы (К.В. Кавелин, В.П. Боткин),вырабатывается широкий спектр концепций - от «русского социализма» до прогрессистских теорий развития.«Западничество» в различных его тенденциях и оттенках отнюдь не было примитивным призывом к копированию западных социальных форм.Особенно это стало очевидным уже в творчестве А.И. Герцена,когда,оказавшись в эмиграции,он горько разочаровывается в Западе с его «мещанством».Линия религиозной философии связана во второй половине XIX в. с именами B.C.Соловьева К.М. Леонтьева, Н.Е.Страхова ,Б.Н.Чичерина, СИ. Трубецкого Е.Н. Трубецкого и др. Ключевое место в этом процессе,конечно,принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя B.C. Соловьева. Доминирующими и в чем-то противоречащими друг другу являются у Соловьева два ряда идей: учение об Абсолюте (всеединстве) и учение о Богочеловечестве.Новый этап в развитии русской мысли на рубеже XIX-XXвв. часто вполне справедливо называют русским фил-им ренессансом,связанным с творчеством таких выдающихся мыслителей, как П.Б. Струве,П.И. Новгородцев,С.И.Булгаков, Н.А.Бердяев,СЛ.Франк,Л.И.Шестов,И.О.Лосский,П.А.Флоренский,Л.П.Карсавин,И.А.Ильин,А.Ф. Лосев и мн. др. Основной мотив философии С.Н. Булгакова- оправдание мира,утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия. Н.Бердяев отвергает традиционную онтологию,построенную на категории бытия, подчеркивая, что бытие не первично,авторично,оно есть уже конструкция мысли.Первичным,ни из чего не выводимым началом,философ объявлял свободу;свобода становится основной категорией его философии.Свобода и рациональность, полагаетБердяев,несовместимы. Мир должен пройти искушение свободой,чтобы его выбор в пользу добра был не внешним принуждением,но внутренним свободным выбором.
25.Белорусская фил-я и общест-о-полит-я мысль 11-нач.21вв.История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Туров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Руси имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на бел-х землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-«слово о полку игореве»,»повесть временных лет».Выдающ-я мыслителем в расцвет Киев.Руси был Кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитанию».В лит-м и фил-м наследии содержатся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству.Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию национ.самосозн-я(зафиксировано в летописях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит-я роль принадлежала и Реформации.Давала возможность индивид-у чел-у разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист.Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распространение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму,т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрицания самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных путей,имели для своего времени прогрессивное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог реформационного движения.Признавал сущ-е догосударст-о общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны оказывать помощь гос.органам в поддержании общ.порядка.17в.в Беларуси-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ.свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси значительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия,свободное развитие национ.культур.В 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческо.Начиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ-я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.также работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным.Симеон Полоцкий полагал, что мир создан на двух началах –материальн.(земля,воздух и огонь) и духовном.В. Дудин-Марцинкевич котор-й считал, что необходимо совершенствовать чел-е отношения путем просвещения и нравственного воспитания.К.Калиновский издал «Мужицкую правду»,проповедовал идеи крестьянской революции,общинного социализма,национал-о освобождения.Также были свойствены народнические группы и газета «Гомон»,творчествоФ.Богушевича,Янки Лучины,распространение марксистских идей.В начале 20в. выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нива», литераторы Тетка,Я.Купала,Я.Колас,сторонники идеи национал. автономии белорусского народа,его просвещения,общности и бесклассовости.
26.Метафизика и онтология как система фил-о знания.Бытие и небытие…Метафизика-отдел философии,занимающийся исследованием природы и структуры мира. Для Аристотеля метафизика – это онтология,исследование бытия как такового;наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И.Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики:чел-е Я,мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина,соответственно психология,космология и теология.Онтология–отдел метафизики,исследующий реальность как таковую.Из какого вещества, или из какой субстанции сделан мир? Является ли она однородной,или мы имеем дело с многообразием субстанций?Категория «бытие» - одна из первых по происхождению категорий философии,мног-ие значения кот-й были заложены еще в мифологии.Она наиболее чётко выражает ориентацию философии на осмысление предельно общих свойств (атрибутов) и отношений объектов реальности.Бытие означает,во-первых,совокупность материальных образовании(вещей,явлений, процессов)в их противопоставлениям явлениям и процессам сознания,духа, т.е. идеальному. Однако следует иметь в виду,что это очень узкий смысл термина, ведь бытие— это то,что существует,а реально существуют не только материальные,но и духовные образования.Во-вторых,бытие —это совокупность всего существующего "здесь" и "теперь".И,в-третьих, бытие —это способ существования материальных и духовных образований,составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира.Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, вкпючает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности,проблема единства мира,проблема осмысления мира как реальности, независимой от чел-а и его деятел-ти.Естественно возникает вопрос о том,что такое небытие и как оно соотносится с бытием. Небытие–не полное несуществовани.Абсолютного небытия не сущ-ет,т.к.любая вещь или процесс не могут абсолютно исчузнуть,ибо одни вещи или процессы постоянно превращаются в др.вещи или процессы.Небытие стало мыслится как источник,начало бытия,связывающая бытие не только с тем,что существует «здесь»и «сейчас»,но и с тем,что было и будет.Основные формы бытия:Бытие вещей(явлений, процессов) включает в себя, во-первых бытие вещей,явлений, процессов "первой природы"и,во-вторых "второй природы"."Первая природа" — это объективная и первичная реальность,существовавшая миллиарды лет до человека (био- и геосфера, атмосфера,ближний и дальний космос)."Вторая природа»-она включает в себя созданные чел-м предметы повседневного обихода,и т.д.Бытие чел-а включает в себя, во-первых,бытие человека в мире вещей и, во-вторых,специфически чел-е бытие. Бытие человека в мире вещей— это его существование как"вещи среди вещей".Специфически чел-е бытие—это жизнедеятельность чел-а во всей полноте ее проявлений,в единстве телесного (физического),биологического и социального измерений.Бытие духовного(идеального)включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.Первое-это проявления сознания индивидуального чел-а(поток осознанных влечений,побуждений,чувств,переживаний,мыслей,знаний,убеждений,ценностей,установок,стереотипов и др.),а также различные формы бессознательног.Второе—это формы материализации духовных образований(представлений о мире,Боге, добре, истине,справедливости),произведения искусства (картины, скульптуры,),технические носители информации (печатные издания).Бытие социального включает в себя бытие отдельного чел-а в обществе и истории,а также бытие общества.Первое имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество)и жизнедеятельности отдельного чел-а в рамках определенного человеческого сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху.Бытие общества—это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер,движущих сил и механизмов общественно-исторического развития,культурно-цивилизационных явлений и процессов.Бытие чел-а,кот-е вкл-ет в себя во 1 бытие чел-а в мире вещей,во 2 специфич-е чел-е бытие(жизнедеят-ть чел-а во всей полноте своих проявлений,т.е. в единстве телесного,биолог-о и социал-о измерения).
27.Материя как фил-я категория.Эволюция представлений о материи в ф… Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ-и всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм.Началом форм понятия материи явился переход от качеств-о разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач-е разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого элта(огонь,вода.Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд-е другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего существующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,сохранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира получит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон,ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж-е какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот-й можно определить величину и направл-е силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим(поле- атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электрона при измен-и усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению-идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие материи.Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью,сущ-ть вне нашего созн-я.”Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А ? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превичным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.Содержание философской категории "материя" прошло многовековую эволюцию.На первом, наиболее раннем этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям.На втором этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой вещества,не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований.Начался третий этап осмысления содержания философской категории "материя",в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи.На нынешнем четвертом этапе осмысления содержания данной категории,начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы,охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов.
28.Движение как способ сущест-я материи.Осн-е формы движения материи…Движение-способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи.Критериями их классификации явл.след.признаки:1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5основных форм движения материи:механическую-пространственное перемещение любых материальных образований,представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов;физическую-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном,микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях,особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества,движения в газах, жидкостях и телах и др., носителями к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов,образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах,их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную,внутриядерную,внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую,кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя),непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи.
29.Пространство и время.Осн-е концепции прост-ва и времени…То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения,движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью,как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении.Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное,сверхприродное,совершенное.Аристотель:отвергал существование пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница,Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций-монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считали прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел-к воспринимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядоченные ряды ощущений.Диалектический материализм:прост-во и время-формы или способы существования материи.Св-ва прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1). Объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях,в движущейся материи;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я,кот-е описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я;существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов,т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной конфигурацией.Время–1)длительность явления;2)следование сменяющих друг друга событий и явлений,имеющих одно измерение.