Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.
Инд-я филос-я культура явл-тся одной из самых древних в истории.Первым памятником религиозно-мифологической мысли др.индейцев,положивших начало филос-й традиции,были знаменитые Веды(знания),содержащие первые предфилософские идеи(основное о мировоззрении индусов),записынные на языке ариев(санскрите).Филос-й частью Вед явл-сь Упанишады,кот-е в послед-м легли в онову всех ортодоксальных религиозно-филос-х систем Индии.Уже в Упанишадах содержаться первые филос-е знания(в9-6вв.до н.э.).Первооснова Упанишад представлена двумя понятиями:Брахман и Атман.Брахман-бестелестное,это всё(первооснова всего).Атман-проявление Брахмана,внутреннее бессмертное «я».В Упанишадах появляются идеи о существ-и таких видов знаний как:логика,грамматика,астрономия,наука чисел,военное дело и философия.Тут сделана попытка постановки таких филос-х проблем как:выяснение первоосновы природы и чел-ка,выяснение сущности чел-ка,выяснение его места и роли в окруж-й среде,выяснение его познавател-х способностей.В Упанишадах сущ-т 2 формы познания:1.Высшие(мистич-е).2.Низшие(просто наблюдение).Филос-е школы в Индии:1.Ортодоксальные(признавали Веды,как откровение,т.е.главный источник Ведов(Йога,веданта,миманса,ньяя,вайшешика,санкхья,локаята)).2.Неортодоксальные(не признавали источник ведов(Буддизм,Джанизм)).Веданта-одна из пырвых систем индийс-й ф-и,возникшая на базе Упанишад,пытавшаяся представить несистематизированные предфилос-е и филос-е идеи в виде теоретич-й системы.Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем,всеобъемлющем Абсолюте,или чистом сознании-Брахмане.Йога-(переводится с санскрита как связь,участие,сосредоточение,созерцание,усилие)филос-о-религ-я система освобождения от страдания.Техника йоги вкл.2 взаимосвязанных аспекта:1.Самоограничение(аскетизм).2.Медитация(вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).Вайшешики-согласно этой ф-и мир состоит из качественноразнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц-ану.Локаята-отвергает идею потустороннего,локаятики ставили целью своей ф-и постижение реального мира,окружающего чел-ка.Буддизм-(возник в 6-5 вв.до н.э.,в 3в.да н.э.провозглашен офиц-й религией).Основатель БуддаЯдром его учения становятся «4 благородные истины»:1.»истина страдания»,2.»истина причины»,3.»истина освобождения»,4.»истина пути». Жизнь- страдание. Формиру-ся джанизм на основе индуизма(джина махавира)-основатель, достиг нирваны. Св-я книга-АГАНН. Цель-победить. Отриц-т веру в создателя, в сверх-естс-е силы. Чел должен пологаться на свои силы. Вселенная состоит из джитва(живое)-душа, пджитва(неживое)- все остальное. Процесс спасения-кайвалья и достиг-ся избавл-ем от карм и недопущ-е проникн-я новой кармы. Хара-е черты: прав-е знание,прав. поведения, вегетарианство, ахимса –непричин-е зла, чел.должен умереть голодным.
11.Идея «гносиол-й революции» и проблема познавательных возможностей чел-ка в фил-и Иммануила Канта.Суть идеи гносиол-й революции:какими должны быть способности познающего субъекта,чтобы предмет познания был согласован с нашим знанием о нём.До Канта ключевым положением в гносиол-и был вопрос:в какой мере конструкции науки могут быть оттождествленны с исследуемыми природными объектами и процессами.Общая схема познавател-о процесса и познавател-х возможностей чел-ка в ф-и Канта:1.Исходным элементом явл-тся «вещь в себе»,кот-я представляет нечто неизвестное,воздействует на чувства чел-ка и вызывает ощущение.2.Ощущение.Данные ощущений упорядочиваются с помощью оприорных форм чувственности..3.Чувственность,т.е. форм пространства и времени,тем самым выделяется предмет восприятия.4.Восприятие,кот-е носит ндивид-й характер,содержание восприятия,носящее во многом субъективный характер,превращается в опыт.5.Опыт,как нечто общезначимое и объективное,благодаря действию рассудка.6.Рассудок,кот-й оперирует понятиями и категориями.Рассудком движит разум.7.Разум,кот-й обладает безусловными идеями,емеющими регулятивный характер.На виду с этим различают теоретич-й и практич-й разум.К теорет-у он относит:идеи космоса,Бога и чел-й души.Содержание практич-о разума охватывает всё содерж-е чел-о опыта,накопленный в различных сферах деятел-ти чел-ка(т.е.предметно-практич-й деят-ти,искусстве,нравственности,религии,коммуникации и др.).Идея разума Канту понадобилась как способ преодоления противоречия рассудка следствиями кот-х,т.е.понятиями категории,можно доказать с одинаковой степенью достоверности прямопротивоположное положение.Он назвал их антинониями.