Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М.Хайдеггер
Философия жизни и концепция ценностей в философии Ницше Основные принципы философии истории Ницше. Учение о нигилизме (основные его характеристики). Тема Бога в учении Ницше о нигилизме. Преодоление нигилизма: теория сверхчеловека и массы. Воля к власти и воля к творчеству – философия культуры Ницше. Основные принципы феноменологии Гуссерля. Учение о феноменах. Сознание и мир. Феноменологическая и эйдетическая редукция. Проблема культуры и цивилизации в философии О.Шпенглера. Основные проблемы фундаментальной онтологии Хайдеггера: учение о тождестве и различии бытия и сущего; учение о бытии временности и времени; человеческое бытие как «в-мире-бытие» («конечность», «забота» и «временность»). Язык и бытие в философии Хайдеггера. Философия истории Хайдеггера (учение о «метафизике», «обезбоженности» мира, науке и технике.
Вопросы
1. Концепция истории Ф.Ницше: учение о нигилизме как «обесценивании ценностей». Происхождение нигилизма.
2. «Активный нигилизм»: «сверх человек», «воля к власти» и новая мораль.
3. Основные принципы феноменологии Гуссерля.
4. Учение Хайдеггера о различиях бытия и сущего, человеческом бытии и мире.
5. Время, временность и экзистенция в философии Хайдеггера.
6. Философия истории Хайдеггера.
Литература обязательная
Тексты:Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005. Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии;Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.192-220, С.316-326.
Учебная литература:Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания//Ницше Ф. Сочинения. Т. 1-2. М. Мысль, 1990. С.5-46; Бимель В. Мартин Хайдеггер. УралLTD. 1998.
Дополнительная литература
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Галеви Д.Жизнь Ф.Ницше. СПб.-М., 1911 (М.,1991).
2) дополнительные тексты: Ницше Ф. Сочинения. Т. 1-2. М. Мысль, 1990; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., С.47-129; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С.1-40.
3) специальные исследования:Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.63-176;Хайдеггер М. Ницше. Т.1-2. СПб., 2006;Холлингдейл Р.Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. М., 2004.
Контрольные вопросы по Теме XIV. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения:
Ницше
Нигилизм
«Что означает нигилизм? – То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем»?
«Сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «истины» не может быть истолкован общий характер бытия»
«Причины нигилизма: 1) нет высшего вида человека, т.е. того, неисчерпаемая плодотворность и мощь которого поддерживала в человечестве веру в человека; 2) низший тип («стадо», «масса», «общество») разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вульгаризируется: поскольку властвует именно масса, она тиранизирует исключения, так что последние теряют веру в себя и становятся нигилистами.
«Способы одурманивать себя. - В глубине сердца не знать, где исход? Пустота.
Сверхчеловек
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?»
«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».
Воля к власти
«Воля к власти не есть ни бытие, ни становление, а пафос – самый элементарный факт, из которого только и возникает становление, действие».
«всякий смысл есть воля к власти».
«Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия.
Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия».
«Величайшее из новых событий – что «Бог умер»….»
Хайдеггер
Метафизика и бытие
«Метафизика не задается вопросом об истине самого бытия» (С.197).
Бытие, экзистенция, язык.
«Метафизика отгораживается от того простого и существенного обстоятельства, что человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия. Только от этого требования у него «есть», им найдено то, в чем обитает его существо. Только благодаря этому обитанию у него «есть» его «язык» как кров, хранящий присущую ему эк-статичность. Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция - не просто основание возможности разума, ratio: эк-зистенция есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения» (С.198).
«Язык есть просветляюще-скрывающее явление самого Бытия» (С.199).
«Язык есть дом бытия, живя в котором человек эк-зистирует, поскольку оберегая истину бытия, принадлежит ей» (С.203)
«Бытие, высветляясь, просит слова Оно всегда говорит за себя. Давая о себе знать, оно в свою очередь позволяет сказаться экзистирующей мысли, дающей ему слово. Слово тем самым выступает в просвет бытия. Только так язык впервые начинает быть своим таинственным и, однако, всегда нами правящим способом. Поскольку тем самым в полноте возвращенный своему существу язык историчен, бытие сберегается в памяти. Эк-зистенция мысляще обитает в доме бытия»
«Язык есть язык бытия, как облака – облака в небе»
О Боге
«Лишь из истины Бытия впервые удается осмыслить суть Священного. Лишь исходя из существа Святыни можно помыслить существо божественности. Лишь в свете существа божественности можно помыслить и сказать, что должно называться словом «Бог»… Возможно, отличительная черта нынешней эпохи мира состоит в закрытости измерения Священного. Возможно, тут ее единственная беда»».