Учение об Абсолюте и абсолютной идее
«Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсолютного».
Необходимо «понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом как субъект» (Т.4.С.9)
«Как субстанция и всеобщая, себе самой равная постоянная сущность, дух есть неизменная и незыблемая основа и исходный пункт действования всех и их конечная цель (Zweck und Ziel) как мысленное «в себе» всех самосознаний» (Там же. С.234).
«… философия рассматривает абсолютное, во-первых, как логическую идею, идею как она есть в мысли, когда само её содержание составляют мыслительные определения; во-вторых, философия ставит своей задачей показать абсолютное в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя, духом; таким образом Бог есть результат философии, о котором мы узнаем, что Он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование Самому Себе» (Фил. религ. Т.1. С.224-225.).
«…. идея есть единство понятия и реальности».
«Логику следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли, Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каков Он в своей сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» (Наука логики. В 3 т. М.1970.Т.1. С.103)
«Дух познает идею как свою абсолютную истину, как ту истину, которая имеет бытие в себе и для себя. Это бесконечная идея, в котором познание и действие сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о самой себе».
«Природа есть отчужденный от себя дух…»
Диалектика
«Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную, или рассудочную, β) диалектическую, или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную, или положительную».
«Диалектика же есть внутренний переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает».
«Каждое определение, каждое конкретное, каждое понятие есть по существу единство различных и могущих быть различенными моментов, которые через определенное существенное различие переходят в противоречащие».
Объективный дух.
«Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциальная воля».
«Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости».
«Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
Абсолютный дух
«Надежды и чаяния предшествующего мира стремились единственно к этому Откровению; к тому, чтобы созерцать, что такое абсолютная сущность, и к тому чтобы найти в ней себя, - эта радость созерцания себя в абсолютной сущности возникает для самосознания и охватывает весь мир…».
«Бог познается как дух лишь таким образом, что Он признается триединым. Этот новый принцип есть ось, вокруг которой вращается всемирная история. История идет до этого пункта и направляется отсюда далее» (Лекции по всемирной истории. С.339).
«Христос явился: человек, который есть Бог, и Бог, который есть человек; благодаря этому в мире настали мир и примирение» (Там же. С.344).
«Бог достижим единственно в чистом спекулятивном знании и есть только в нем и есть только оно само, ибо Он есть дух».
Тема XIII
Философия XIX века. Шопенгауэр-Киркегор-Фейербах-Маркс
Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этическая проблематика воли. Пессимизм и этика сострадания. Концепция «угашения воли». Учение Киркегора о трех стадиях или типах мировоззрения: этическое, эстетическое и религиозное. Диалектика Киркегора. Учение Фейербаха о религии (проблема сущности и существования человека как принцип построения философии религии). Учение Фейербаха о любви. Антропотеизм Фейербаха («человек человеку – бог»). Атеизм Маркса и его концепция вечности природного мира. Проблема бытия и сознания в философии Маркса (диалектический материализм). Философия истории Маркса (исторический материализм). Учение о базисе и надстройке. Утопический проект будущего коммунистического общества в философии Маркса. Общая характеристика «первого позитивизма» (от Сен-Симона к О.Конту и Спенсеру).
Вопросы
1.Учение Шопенгауэра о мировой воле.
2.Учение Киркегора о трех типах мировоззрения в их отношении к диалектике
3. Проблема сущности и существования человека и происхождение религии по Фейербаху.
4. Философские основания диалектического материализма Маркса. Учение о материи и сознании. Концепция диалектики.
5.Философия истории Маркса. Учение об общественно-экономических формациях. Коммунизм как утопический проект «светлого будущего всего человечества».
Литература обязательная
Тексты:Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. (Шопенгауэр) С.673-704; (Киркегор) С.724-732; (Фейербах) С.443-459. Маркс К. К критике политической экономии (люб. изд.);Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. СПб., 1905 (М., 2000).
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Роде П. П. Серен Киркегор. Урал LTD. 1998; Гардинер П. Артур Шопенгауэр. М., 2003;
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Асмус В.Ф. Шопенгауэр // Философская Энциклопедия. М., 1970. Т.5. С.515-516;Аверинцев С.С., Давыдов Ю. Кьеркегор // Философская Энциклопедия. М., 1964. Т.3. С.128-130.
3) дополнительные тексты:Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993; Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // он же. Избр. фил. произведения. Т.1. С. 239-268. М., 1955; Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (люб. изд.).
4) специальные исследования: Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два Града. СПб., 1997. С.15-50 (или любое др. издание); Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Два Града. СПб., 1997. С.50-70 (или любое другое издание); Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Контрольные вопросы по Теме XIV. для самостоятельной проверки знаний
Объясните следующие положения:
Шопенгауэр
«Мир как представление не единственная , а только одна, как бы внешняя сторона мира, который имеет еще и совсем другую сторону: она представляет собой его внутреннее существо, его зерно, вещь в себе …(волю)».
«Воля - это нечто первое и основное, познание же привзошло к проявлению воли и служит его орудием. Поэтому всякий человек есть то, что он есть, в силу своей воли и его характер составляет в нем коренное начало, потому что хотение - основа его существа».
«Оптимизм, если только он не бессмысленное словоизвержение таких людей, за плоскими лбами которых не обитает ничего кроме слов, представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».
«… человек, во всех существах узнающий себя, свое сокровенное Я, должен и бесконечные страдания всего живущего рассматривать как свои собственные и приобщить себя к несчастию вселенной».
«Легко понять, как блаженна должна быть жизнь того, чья воля укрощена не на миг, как при эстетическом наслаждении, а навсегда… Спокойно и улыбаясь, оглядывается он на призраки этого мира, которые некогда могли волновать и терзать его душу, но которые теперь для него столь же безразличны, как шахматные фигуры после игры, как сброшенные поутру маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала».
Киркегор
«Невинность есть неведение. В невинности человек не определен как дух, но душа его определена в непосредственном единстве со своей природой. Дух дремлет в человеке… В этом состоянии царят мир и покой, но в то же время есть и нечто другое, отнюдь не являющееся враждой и борьбой, поскольку не с чем бороться. Что же это тогда? Ничто. Но какое воздействие имеет ничто? Оно порождает страх. В том и состоит глубокая тайна невинности, что она в одно и то же время является страхом… Страх есть определение грезящего духа и относится к психологии… Действительность духа показывает как образ, который искушает его возможности, но исчезает, как только дух схватывает его, и это есть ничто, которое может только устрашать… Страх есть действительность свободы, как возможность для определенной возможности… Когда мы рассматриваем диалектические определения страха, то обнаруживаем, что они как раз и обладают психологической двусмысленностью. Страх есть симпатическая антипатия и антипатическая симпатия... Поскольку отношение страха к своему предмету, к чему-то, что есть ничто (обычное словоупотребление также весьма четко: страшиться неизвестности), совершенно двусмысленно, то переход от невинности к вине именно настолько диалектичен, что показывает объяснение этому то, какое и должно быть, - психологическое… Кто становится виновным через страх, ведь невиновен, ибо это был не он сам, а страх, чуждая сила, захватившая его, сила, которую он не любил, но которой он страшился, и все-таки он ведь виновен, ибо потонул в страхе, который он все-таки любил, испытывая боязнь перед ним».
«Мучение отчаяния состоит именно в том, что умереть невозможно. Поэтому оно более близко к состоянию смертельно больного, когда он лежит на своем одре, борется со смертью и не может умереть. Итак, быть больным к смерти означает быть не в состоянии умереть, но не [означает], что есть надежда на жизнь, нет, налицо безнадежность, что даже последняя надежда, смерть. не приходит. Если смерть – величайшая опасность, то надеются на жизнь; если же узнали о еще более ужасной опасности, то надеются на смерть. И если опасность так велика, что смерть стала надеждой, то отчаяние есть отсутствие надежды смочь умереть»
Фейербах
«Личность бога есть не что иное, как отделенная, объективированная личность человека».
«Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости…»
«Быть без религии, значит, думать только себе; иметь религию – значит, думать о других, и это единственная религия, которая не умрет по крайней мере до тех пор, пока на земле существует не один только «Единственный», ибо там, где имеются двое, муж и жена, там уже имеется религия. Двойственность, различие, есть источник религии – Ты является богом для Я, ибо всякое Я не существует без Ты, Я зависит от Ты; без Ты нет Я».
«Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога – человеком».
«…человек человеку – бог».
«истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собою, это диалог между Я и Ты».
Маркс
«Сознание (das Bewusstsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewusste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни».
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является - юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальных революций. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
Тема XIV
Современная философия
(философия жизни, феноменология, экзистенциализм: