Фома Аквинский (Сумма теологии)
«Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального».
«В Божественной Премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога».
«… поскольку божественные Личности составляют множество, а сущность едина, мы говорим об одной сущности, принадлежащей трем Лицам, а о трех Лицах как единосущных» (Т.1.С.460).
«Мы должны допустить, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, ибо Он не является относительной противоположностью ни тому, ни другому» (Т.1.С.383).
«Коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель всего сущего, должно отнести к его провидению то, что Он дозволяет отдельным недостаткам присутствовать в некоторых частных вещах, дабы не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага».
«Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения… Второй путь исходит из понятия производящей причины… Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости… Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах… Пятый путь исходит из распорядка природы…».
«…истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью».
«Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать».
«Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано Богом в Откровении, следует принять на веру.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
(ВТОРОЙ СЕМЕСТР)
Тема IX
Философия Нового времени
Декарт и Спиноза
Общая характеристика философии Нового времени. Проблема субстанции (материальной и идеальной) в новоевропейской философии (Декарт – Спиноза – Лейбниц – Беркли – Юм). Проблема метода в новоевропейской философии (эмпиризм и рационализм: Бэкон – Декарт – Гоббс – Спиноза – Локк – Лейбниц). Учение Декарта о «сомнении». Доказательства бытия Бога по Декарту. Учение Декарта о сознании и «врожденных идеях». Разум и воля в философии Декарта. Учение Декарта о душе и теле. Концепция первичных и вторичных идей в философии Декарта. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах. Учение Спинозы о человеке. Отношение души и тела в философии Спинозы. Теория познания Спинозы. Этика Спинозы (учение о свободе воли, нравственности и смысле жизни).
Вопросы
1. Учение Декарта о методологическом «сомнении» и его значение для понимания проблемы сознания.
2. Доказательства бытия Бога по Декарту.
3. Проблема субстанции в философии Декарта в связи с учением о душе и теле.
4. Учение Декарта о первичных и вторичных идеях и проблема «врожденных идей».
5. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах.
6. Природа несотворенная и сотворенная по воззрениям Спинозы.
Литература обязательная
Тексты:Декарт // Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.231-261, 286-288, 294-295; Спиноза // Антология мировой философии М., 1970. Т.2. С. 349-358, 365-366, 377, 385-387; Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI. М., 2003.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956 (есть совр. изд).Соколов В.В. Спиноза. М., 1977².
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Декарт // Философская Энциклопедия. М., 1960. Т.1. С. 447-450;Спиноза // Философская Энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 112-115;
Дополнительные тексты
Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч. В 2 Т. М., 1994. Т.2. С. 3-72. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 Т. М., 1957. Т.2. С.361-364, С.372-373, С.377, С.380-389. С. 402-408, С. 425-433. Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995.
Специальные исследования.
Фишер К. История новой философии. Т.1. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906; Сретенский Н.Н. Лейбниц и Декарт (Критика Лейбницем общих начал философии Декарта). Казань, 1915; Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М. 1993; Жильсон Э.Учение Декарта о свободе и теология // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004; Фишер К. История новой философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906;Беляев В.А. Лейбниц и Спиноза. Ист. – критич. исследование СПб., 1914 (СПб., 2007); Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М., 1914.
Контрольные вопросы по Теме IX. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения:
Декарт
«…опрометчивые суждения отвращают нас от истинного познания и владеют нами настолько, что освободиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как решившись хотя бы раз в жизни усомниться во всем том, по поводу чего обнаружим малейшие подозрения в недостоверности»
«Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души мысль, подобно тому как для тела – протяжение»
«… я мыслю, следовательно, я существую».
« … у нас лишь два вида мыслей, а именно восприятие разумом и действие воли»
«Воля обширнее разума - отсюда и проистекают наши заблуждения»
«Находя в себе идею Бога, или всесовершенного существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем ее. Но, внимательно рассмотрев, сколь безмерны представленные в ней совершенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом, то есть никем иным, как Богом, подлинно сущим или существующим»
«Существование Бога доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о Нем»
Спиноза
«Под субстанцией я разумею то, что существует само по и представляется само чрез себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».
«Под причиною самого себя (саusa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующей»
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность…».
«в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля».
«Существование Бога и сущность одно и то же».
«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».
«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».
«Природе разума свойственно рассматривать вещи не как случайные, но как необходимые»
«Воля не может быть названа причиной свободной, но только необходимой».
«Воля и разум одно и то же».
«Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное».
Тема X
Философия Лейбница