Четыре причины сущего; форма и материя
«..формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность».
«Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи (материал), из которого вещь возникает… В другом смысле так называемая форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия, и (более общие) роды этого понятия, … а также части, входящие в состав (такого) понятия. Далее, причина, это источник, откуда берет первое свое начало изменения или успокоение.. и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет - причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель, это - то, ради чего» (Пер. А.В.Кубицкого. Метафизика. 1013 а25-35).
«Материя же сама по себе не познается».
«… материя выявляется через отрицание [формы]» (1058а20).
«И справедливо утверждают, что душа есть место (topos) форм; только не вся душа, а мыслящая и не в действительности (entelecheia), а в возможности состоит из форм» (429а25).
«… существующее в возможности и существующее в действительности в известном смысле – одно, так что здесь нет ни никакой другой причины единства, кроме разве того, что оказывается вызвавшим движение из состояния возможности в состояние действительности» (Met. VIII 6, 1045b20)
О сущем или бытии
«О сущем и не-сущем говорится, во-первых, в соответствии с видами категорий, во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности и действительности применительно к этим категориям и к тому, что им противоположное, в-третьих в самом основном смысле сущее – это истинное или ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение, так что истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное связанным…» (Метафизика IX 10, 1051а34 – 1051b5).
Высшее основоположение логики
«Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле …».
«… ум – форма форм, ощущение же – форма ощущаемого» (432а1).
«Если помимо единичных вещей ничего не существует, то надо полагать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все воспринимаемо чувствами, и нет знания ни о чем, если только не подразумевать под знанием чувственное восприятие» (999b).
О Боге
« И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - жизнь, а Бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что Бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть Бог».
«Поскольку … постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга у того, что не имеет материи, то они будут одно и то же, и мысль будет составлять одно с постигаемым мыслью».
«… а так как помимо пространственного движения мирового целого, движения, которое как мы полагаем, вызвано первой и неподвижной сущностью, мы видим другие пространственные движения - вечные движения планет… - то необходимо, чтобы и каждое из этих движений вызывалось самой по себе неподвижной и вечной сущностью».
Тема VI
Философия Аристотеля: психология, этика и социология
Учение Аристотеля о душе и теле («О душе». Книга II). Душа как «энтелехия». Состав души (разумная душа [ум и рассудок] и неразумная душа [аффекты и питание] ) Структура ума. Проблема бессмертия души в философии Аристотеля. Этика Аристотеля: учение о благе и добродетели. «Середина» как признак добродетели. Добродетели «этические» (нравственные) и «дианоэтические» (интеллектуальные). Учение Аристотеля о «политической» природе человека. Сущность и происхождение государства по Аристотелю. Формы правления и проблема «идеального государства» в философии Аристотеля (Политика. Кн. VII-VIII). Эстетика Аристотеля. Общая характеристика экономической теории Аристотеля. Сравнительный анализ классификации наук у Платона и Аристотеля. Место аристотелизма в истории древнегреческой философии. Сравнительный анализ учений о Боге в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Проблема универсалий в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Аристотелизм в его отношении к христианству. Общая характеристика философии стоицизма в Греции.
Вопросы
1. Учение Аристотеля о душе и теле по работе «О душе» (Кн. II).
2. Учение Аристотеля об уме по работе «О душе».
3. Этика Аристотеля. Свобода воли и нравственность. Учение о благе и добродетелях.
4. Учение Аристотеля о человеке как «существе политическом».
5. Происхождение государства и учение о формах правления по Аристотелю.
Литература обязательная
Тексты:Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1975. Т.1. С.394-408 (Кн. II, главы 1-6), С. 433-444 (Кн. III, главы 4-10); Аристотель.Никомахова этика // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1983. Т.4. С.78-94; Аристотель. Политика. // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1983. Т.4. С.376-402 (Кн. I);Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная – М., 1976). Глава V. Аристотель. 6, 9-12.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Асмус В., Ахманов А. Аристотель // Философская Энциклопедия. В 5 т. М., 1960. Т.1. С.90-95; Шичалин Ю.А. Аристотель // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т.III. С.242-254.
3) дополнительные тексты по философии Аристотеля: Аристотель. Политика. // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1983. Т.4. С.486-525 (Кн. IV), С. 588-641 (Кн. 7-8).
4) специальные исследования: Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.
Контрольные вопросы по Теме VI. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения Аристотеля:
Душа
« … душа есть некоторая энтелехия и смысл того, что обладает возможностью быть таким [одушевленным существом]» (414а25).
«… душа есть начало и причина живого тела» (415b7).
«…способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него» (429b5).
Этика
«…человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели…» (109а17).
«Итак, добродетель – преднамеренное (сознательное) приобретенное качество души, состоящее в субъективной середине и определенное разумом, и притом определенное так, как бы ее определил благоразумный человек, середина двух зол – избытка и недостатка. Сверх того, она и потому середина, что порок переступает границу должного в аффектах и действиях – то по отношению к избытку, то по отношению к недостатку; добродетель же находит и избирает середину».
Человек и государство
«…человек по природе своей – существо политическое: кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении».
«Из всего сказанного следует, что государство продукт естественного развития и что человек по природе своей – существо политическое».
«… государство возникает ради потребностей жизни, но существует ради благой жизни».
«Природа государства стоит впереди природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части».
«Отклонения от указанных правильных форм государственного устроения следующие: отклонение от царской власти - тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия».
Тема VII