Идея - вещь - материя; бытие-бывание-небытие
«… для начала должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и рассуждения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле» (Тим. 28а).
«… приходится признать, во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» (Тим. 52а-b).
«… обозначив его как незримый, бесформенный (amorfon) и всевоспринимающий вид (eidos), чрезвычайно странным путем участвующий в мыслимом и до крайности неуловимый, мы не очень ошибемся» (Тим. 51b).
«Сущее, пространство и рождение являются, как три троякие начала, еще до происхождения неба» (Тим. 52d).
О Боге и творении мира
«И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа невидимой, и как причастная рассуждению и гармонии, рожденная совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего, она сама совершеннее всего рожденного» (Тим. 36е).
«Когда в полной движения и жизни Вселенной родивший ее Отец признал образ бессмертных богов, он возрадовался и в добром своем расположении придумал сделать ее еще более похожею на образец. Так как самый образец есть существо вечное, то и эту Вселенную вознамерился он сделать по возможности такою же. Но природа-то этого существа действительно вечная; а это свойство сообщить вполне существу рожденному было невозможно; так он придумал сотворить некоторый подвижный образ вечности, и вот, устрояя заодно небо, создает пребывающей в одном вечности вечный, восходящий в числе образ - то, что назвали мы временем. Ведь и дни и ночи, и месяцы и годы, которых до появления неба не было, - тогда вместе с установлением неба подготовил он и их рождение» (Тим. 37d) (Перевод Карпова. Соч. Платона. М., 1879. Ч.VI).
«Не видав и мысленно не постигнув в достаточной мере Бога, мы рисуем себе некоторое бессмертное существо, имеющее душу, имеющее и тело, причем они нераздельны на вечные времена. Впрочем, тут как угодно Богу, так пусть и будет и так считается». (Федр. 246d).
Диалектика
«…возводить к единой идее, то что повсюду разрозненно, давая определение каждому, чтобы сделать ясным предмет поучения»; «способность разделять всё на виды, на естественные составные части» (Федр. 266d-е).
Тема IV
Философия Платона: учение о душе и познании; этика и политика
Учение Платона о душе: состав души, ее происхождение и отношение к телу. Доказательства бессмертия души в диалогах «Федон» и «Федр». Учение Платона об истине и ее значении для жизни человека. Теория знания Платона. О возможности различных толкований теории «воспоминания» у Платона. Учение о знании по диалогам «Теэтет» и «Менон». Логика Платона. Диалектика как учение об истине. Этика Платона. Учение о добродетели, наказании и посмертной участи человека. Сравнительный анализ этики Платона и христианства. Теория государства у Платона. Сословия и формы правления. Идеальное государство Платона («Государство», «Законы»). Теория воспитания Платона. Академия после Платона. О влиянии философии Платона на развитие европейской философии.
Вопросы
1. Учение Платона о «занебесной области» (истине) и душе по диалогу «Федр».
2. Состав души, ее происхождение, отношение к телу и ее посмертная участь.
3. Доказательства бессмертия души в философии Платона.
4. Диалектика как теория познания. Теория идей. Учение о «врожденных идеях».
5. Этика Платона. Благо, благочестие и смысл жизни.
6. Учение Платона о государстве. «Идеальное государство» Платона.
Литература обязательная
Тексты:Платон. Федр // Платон. Собр. соч. 4 т. М., 1993. Т.2. С. 152 (вторая речь Сократа) – 160; Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная - М., 1976). Глава IV. Платон, 6-7.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Соловьев В.С. Платон // Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 Т. СПб., [1911-1914]. Т. 10. С.453-479; Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 Т. СПб., [1911-1914]. Т. 9.С. 194-241; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Платон. Платонизм] С.21-79.
3) дополнительные тексты по философии Платона: Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С. 383-391, 396-407.
4) специальные исследования: Асмус В.Ф. Платон. М., 1969; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты-Сократ-Платон. М., 1969 и Т.3. Высокая классика. М., 1974.
Контрольные вопросы по Теме IV. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения Платона:
(о душе и познании истины)
«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно» (Федр. 245с).
«Ведь каждое тело, движимое извне, - неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна». (Федр. 245е).
«… всякая человеческая душа по своей природе бывала созерцательницей бытия, иначе она не вселилась бы в это живое существо» (Федр. 249е-250а).
«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно» (Мен. 81c).
«Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова (ведь надо наконец осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине): эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - уму; на нее-то и направлен истинный род знания» (Федр. 247е).
А ведь найти знания в самом себе – это и значит припомнить, не так ли? (Мен. 85d).
«…но душа никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [ее] в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино.. А это есть припоминание, того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем подлинным бытием. Поэтому по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божественен Бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным» (Федр. 249b-e).
«Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше» (Федр. 245е).
«Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых образуется его познание, четвертая ступень – это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое – это имя, второе – определение, третье – изображение, четвертое – знание» (Письмо VII . 342a-344d).
(этика)
«Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом Бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых. Поэтому, кто хочет стать любезным Богу, непременно должен, насколько возможно, ему уподобиться» (Законы. 716c).
« Тогда как в природе вещей, друг мой, есть образцы (один божественный – образец счастия, другой – безбожный – образец страдания), люди, не видящие, что это так, по глупости не замечают, что одному они несправедливыми действиями уподобляются, а от другого отступают, а через это, проводя жизнь, соответствующую тому, которому уподобляются, несут наказание».
«… мы должны употребить все усилия, чтобы приобщиться, пока мы живы, к добродетели и разуму, ибо прекрасна награда и надежда велика!» (Федон. 114е).
«Когда умершие являются в то место, куда уводит каждого его гений, первым делом надо всеми чинится суд – над теми, кто прожил жизнь прекрасно и благочестиво, и над теми, кто жил иначе» (Федон. 113d).
«… [чистая] душа уходит в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и достигши его, обретает блаженство, отныне избавленная от блужданий, безрассудства, страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол, и как говорят о посвященных в таинства - впредь навеки поселяется среди богов» (Федон, 81а).
Тема V