Философия досократиков. Учения Пифагора, Гераклита и Парменида
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
.........................................................................................................................................................
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МГУП
(факультеты – ДКИР, ДКЖУР, ДКИ)
)
Составитель -
Казарян Александр Торгомович
Москва
ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ
Раздел I.
Предмет и задачи философии. Происхождение философии как философская проблема. Миф и философия. О природе мифологического мышления. Проблема символа в мифологии и философии. 1. Общая характеристика античной философии. А). Философия «досократиков». Милетская школа философии. Философия Пифагора: музыкально-космологическая, этическая и концепция числа. Орфико-пифагорейское учение о душе. Учение Гераклита о Логосе и «становлении». Учение Парменида о бытии и небытии, истине и мнении. Апории Зенона. Понимание бытия и небытия, природы и человека в философии Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. В). Софисты и греческое Просвещение. Философия Сократа: учение о методе и этика. Диалог Платона «Апология Сократа». Учение Платона об идеях. Проблема «материи» в философии Платона. Учение Платона о познании. Диалектика Платона. Учение Платона о душе и добродетелях. Платон о государстве. Онтология Аристотеля. Учение о четырех «причинах» сущего. Теория знания Аристотеля. Учение Аристотеля о категориях. Этика и учение о государстве Аристотеля. С). Философия неоплатонизма. Учение Плотина о Едином, Уме и Душе. 2. Общая характеристика основных проблем раннехристианской философии: философия и религия, философия истории, апофатическое и катафатическое учение о Боге, учения о душе человека, диалектика и логика (Тертуллиан, бл. Августин, Ареопагитики, преп. Иоанн Дамаскин и др.). 3. Основные проблемы средневековой философии: проблема веры и знания, спор об универсалиях. Онтологическое доказательство бытия Божиего у Ансельма Кентерберийского. Философия Фомы Аквинского: учение о гармонии веры и знания. 4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Основные представители возрожденческого неоплатонизма. Учение Николая Кузанского об «абсолютном максимуме и минимуме». 5. Общая характеристика новоевропейской философии. Учение Декарта о «сомнении». Мышление и «врожденные идеи», доказательства существования Бога по Декарту. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Этика Спинозы. Основные проблемы монадологии Лейбница. Учение о «предустановленной гармонии» и теодицея Лейбница. Учение Канта о чувственности и рассудке (категории рассудка). Проблема синтеза, «вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта. Учение Канта о разуме и возможностях его конститутивного и регулятивного применения. Космологические антиномии Канта о доказательствах существования Бога. Этика Канта: учение о личности, свободе, долге, «легальности и моральности». Учение Канта о душе и Боге. Философская вера Канта. Тождество бытия и мышления как исходный пункт философии Гегеля. «Логика» Гегеля: основные определения и категории: учение о бытии, сущности и понятии. Общая характеристика учения о «природе». Гегель об «абсолютном Духе» и высших формах его выражения в искусстве, религии и философии. Философия истории Гегеля. Христианство как «абсолютная религия» по учению Гегеля. «Философия мифологии и Откровения» Шеллинга. Учение Фейербаха о человеке: сущности и существования человека. Антропотеизм Фейербаха и его «религия любви». Общая характеристика «первого позитивизма». Атеизм, диалектический и исторический материализм Маркса. Концепция общественно-экономической формации и философия истории Маркса: коммунизм как утопический проект. Учение Ницше о нигилизме, переоценке всех ценностей, воле к власти и сверхчеловеке. 6. Общая характеристика современной философии: неокантианство, философия жизни, неопозитивизм. Феноменология Гуссерля. Экзистенциализм: учение Хайдеггера о бытии и сущем, «заботе», времени, «экзистенции»; философия Ясперса (сознание и экзистенция, подлинное бытие и «пограничные ситуации»). Философия истории и культуры Шпенглера. Психоанализ (Фрейд, Юнг) и современная философия. Проблема взаимоотношения философии и религии в XX в. (Жильсон, Бальтазар, Барт, Тиллих). 7. Краткий обзор истории русской философии и ее основных направлений - философии славянофилов и западников, философии всеединства, софиологии, персонализма и др. (А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев, К.Леонтьев, В.С.Соловьев, Н.Н.Федоров, Вяч.Иванов, Н. А.Бердяев, С.Л.Франк, Л.Шестов, свящ. Павел.Флоренский, С.Н. Булгаков).
Раздел II.
Христианство и античные истоки европейской философии (древняя философия в оценке Климента Александрийского). О значении разработанного в античной философии логико-понятийного языка для античной науки и христианского богословия. Философия, знание и наука (их взаимосвязь и отличия).Основное деление философских наук.Метафизика и онтология.Проблема бытия и сущего в философии (исторический обзор основных подходов).Проблема субстанции в новоевропейской философии.Проблема познания в философии. Учение об истине. Вера и знание. Истина в философии и христианском богословии. Чувственное и рациональное в философии. Проблема интуиции в философии. Опытное и внеопытное знание. Методы философии. О соотношении логического и внелогического. Логика формальная и диалектическая. Система категорий в философии. Феноменология и герменевтика.Проблема мира в философии (обзор основных концепций мира). Философское и христианское понимание мира. Пространство и время (основные концепции).Философские учения о человеке. Проблема души и тела.Душа и Дух.Проблема сознания.Сознательное и бессознательное.Сознание и экзистенция.Тема личности в философии. Сравнительный анализ философской и христианской постановки проблемы человека. Предмет этики.Проблема обоснования нравственных норм в философии. Этика гетерономная и автономная. Философская этика и христианство. Учения о добре и зле.Проблемы свободы воли и предопределения в философии.Предмет социологии как философской науки о возникновении, существовании и устройстве общественной жизни. Человек и общество. Философия власти. Принципы разделения властей.Философские учения о государстве и праве.Философия истории: принципы построения и основные концепции философии истории. Тема прогресса в философии истории. Как возможна христианская концепция истории? Предмет эстетики: основные понятия и категории. Философия и вера. Атеизм в древней и современной философии. Критические замечания к вопросу о «философии религии». Основные принципы построения «философии религии» в немецком идеализме (Кант-Гегель-Шеллинг-Шлейермахер). Поиски синтеза философии и христианского богословия в западноевропейской и русской мысли.
Экзаменационные вопросы для студентов 1 к.
1. Учение Гераклита о Логосе.
2. Философия Пифагора.
3. Учение Парменида о бытии.
4. Апории Зенона
5. Метод и логика Сократа.
6. Этика Сократа. Учение о благе и добродетели.
7. Учение Платона об идеях.
8. Учение Платона о знании.
9. Учение Платона о душе.
10. Учение Платона о государстве.
11. Учение Аристотеля о четырех «причинах» сущего.
12. Этическое учение Аристотеля.
13. Учение Аристотеля о душе.
14. Учение Аристотеля о познании.
15. Учение Аристотеля о государстве.
16. Учение Плотина о Едином, Уме и Душе.
17. Учение Августина Блаженного о «двух Градах».
18. Проблема «универсалий» в философии средних веков.
19. Учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры.
20. Доказательства бытия Бога по учению Фомы Аквинского.
21. Общая характеристика культуры и философии Возрождения. Гуманизм как философская проблема.
22. Учение Декарта о методологическом «сомнении».
23. Доказательства бытия Бога по Декарту.
24. Учение Спинозы о субстанции, Боге, природе вещей, атрибутах и модусах.
25. Этика Спинозы.
26. Учение Лейбница о «монадах».
27. Учение Юма о причинности.
28. Учение Канта о пространстве и времени.
29. Учение Канта о рассудке. Категории.
30. Учение Канта о разуме. Антиномии разума.
31. «Вещи в себе» и «вещи для нас» Канта
32. Этика Канта
33. Учение Гегеля об Абсолютной идее.
34. Философия духа Гегеля.
35. Философия истории Гегеля.
36. Логика Гегеля. Логика формальная и диалектическая.
37. Учение Фейербаха о человеке и религии.
38. Общая характеристика философии Киркегора.
39. Учение о воле в философии Шопенгауэра.
40. Атеизм Маркса и его учение о бытии и сознании.
41. Философия истории Маркса
42. Учение Ницше о «воле к власти» и сверхчеловеке.
43. Учение Ницше о нигилизме.
44. Учение Шпенглера о культуре и цивилизации.
45. Общая характеристика философии экзистенциализма.
46. Основные проблемы феноменологии Э. Гуссерля.
47. Общая характеристика первого и второго позитивизма.
48. Проблема бытия и времени в философии Хайдеггера.
49. Общая характеристика и основные представители «западников» и «славянофилов» в русской философии.
50. Философия истории В.Соловьева, К Леонтьева, Н. Данилевского.
51. Учение о личности и свободе Н.Бердяева и Л.Шестова.
52. Софиология и учение о Богочеловечестве В.Соловьева, свящ. Павла Флоренского и С.Н.Булгакова.
53. Проблема бытия и сущего в философии (исторический обзор основных подходов).
54. Проблема познания в философии. Учение об истине. Знание чувственное и рациональное, опытное и внеопытное.
55. Методы философии. Учение о категориях в философии.
56. Философия истории: принципы построения и основные концепции философии истории
57. Философия как наука об обществе. Государство, человек и общество.
58. Основные проблемы и категории этики. Проблемы добра и зла, свободы воли.
59. Душа, сознание и экзистенция в философии.
60. Философия и вера.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
(ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР)
Тема I
Вопросы
1.Религиозно-философское учение Пифагора о числе. Число и мир.
2.Учение Гераклита о Логосе и огне.
3.Учение Гераклита о тождестве и различии противоположностей.
4.Проблема бытия и небытия в философии Парменида.
5.Апории Зенона.
Литература обязательная.
Тексты:Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С. 275-299;Или - Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная – М., 1976). Главы I-II.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996. Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Соколов В.В. Историческое введение в философию. МГУ [М.], 2004.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лосев А.Ф. Гераклит. Парменид. Зенон Элейский. Пифагореизм // Философская Энциклопедия. (В 5 Т.) М., 1960-1970. Т.1.С.352-354. Т.2. С. 169-174. Т. 4. С.215-216, С.260-262; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Элейская философия] С.5-10, [Пифагореизм] С.11-20; Лебедев А.В. Пифагор. Пифагореизм // Философский Энциклопедический Словарь. М., 1983. С.494-496; Античная философия Энциклопедический словарь. М., 2008. Пифагор. С.553-559. Пифагореизм. С.559-564. Гераклит из Эфеса. С. 261-265. Парменид. С.542-545. Зенон Элейский. С386-390.
3) дополнительные тексты Пифагора, Гераклита, Парменида, Зенона Элейского / Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989; Античная философия (Фрагменты и свидетельства) М., 1940. С.21-23. 27-37. 46-50; Маковельский А.О. Досократики. Ч.I-III. Казань,1914-1919.
4) специальные исследования: Кессиди Ф.Х.Гераклит. М., 1982. С.61-183; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М. 1990. С.30-55; Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
Контрольные вопросы по Теме I. для самостоятельной проверки знаний
Объясните следующие высказывания:
Пифагор
«Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подражанию числам».
«Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [признает] началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]».
Гераклит
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».
«Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос [разум], созидающий сущее из противоположных стремлений».
«Душе присущ самообогащающийся логос».
«Признак мудрости согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».
«Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение».
«Ведь все человеческие законы питаются единым божественным».
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».
Парменид
«Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса.
Есть бытие, а небытия вовсе нету;
Здесь достоверности путь, и к истине он приближает.
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
Мысли тебе не найти».
«Не возникает оно [бытие], и не подчиняется смерти.
Цельное все, без конца, не движется и однородно,
Не было в прошлом оно, не будет, но все в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?»
«Не доказать никогда, что небытие существует.
Не допускай свою мысль к такому пути изысканья.
Небытия ни познать … не сможешь,
Ни в слове выразить».
«Вздорный народ! Бытие и небытие тем же самым
И не тем же самым зовут. И путь во всем видят обратный.
Не доказать никогда, что небытие существует.
Не допускай свою мысль к такому пути изысканья».
Зенон Элейский
«Движущийся [предмет] не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет».
«… существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество».
Тема II
Философия Сократа
Жизнь и судьба Сократа по работе Платона «Апология Сократа». Сократ и философия досократиков Сократ и софисты. Что такое философия по Сократу: а) предмет философии; б) философия и знание (критерии знания); в) знание как премудрость; г) философия и любовь. Этика как наука о добродетельной («правильной») жизни. Логика и этика. Проблема обоснования нравственных норм в этике. 3). Логика Сократа. Метод Сократа: а) индукция и определение; б) майевтика и значение общих понятий; в) «ирония» и диалог; г) диалектика Сократа; д) «демонион» Сократа, возможности его истолкования. Богословие Сократа: а) отношение Сократа к греческой религии и вере; б) был ли Сократ монотеистом? Эстетика Сократа: а) онтологический статус красоты; б) космос как прекрасное Божие творение; в) красота и полезность. 6). Политика Сократа: а) государство и гражданское общество; б) гражданин и закон; в) законы гражданские и божественные. Значение Сократа в истории древнегреческой и европейской философии. Учение Сократа в оценке Гегеля и Ницше.
Вопросы
1. Общая характеристика философии софистов (Протагор)
2. Учение Сократа о значении познания для нравственной жизни.
3. Основные принципы теории познания Сократа. Этика и диалектика.
4. Учение Сократа о душе человека.
5. Жизнь и смерть по учению Сократа.
6. Учение Сократа о Боге и его отношение к традиционной религии греков.
Литература обязательная.
Тексты:Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. Т.1. М., 1994. С.70-96;Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная литература (любое издание, начиная - М., 1976). Глава III. Сократ и сократовские школы.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Соколов В.В. Историческое введение в философию. МГУ [М.], 2004.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Сократ] С.193-203. Античная философия Энциклопедический словарь. М., 2008. С.674-678.
3) дополнительные тексты по философии Сократа: Ксенофонт. Сократические соч. СПб., 1993. С.39-59, 60-64, 129-134, 162-188; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С.98-107.
4) специальные исследования: Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003. С. 412-477; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. (Т.2) М., 1969.С.432-502; Кессиди Ф.Х. Сократ. Изд. 2-ое, доп. М., 1988.
Контрольные вопросы по Теме II. для самостоятельной проверки знаний
Объясните следующие положения:
Протагор
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
«О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни».
Сократ:
«Сократ преступает закон, тщетно испытуя, то, что под землею, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду».
«…говорят есть какой-то Сократ, негоднейший человек, который развращает молодых людей. А когда спросят их, что он делает и чему учит, то они не знают, что сказать, но чтобы скрыть затруднение, говорят то, что вообще принято говорить обо всех любителях мудрости: он, де, занимается тем, что в небесах и под землею, богов не признает, ложь выдает за истину».
«[Херефонт] приехав однажды в Дельфы, дерзнул обратиться к оракулу с таким вопросом … есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее».
«Итак, чтобы понять, изречение бога, мне казалось необходимым пойти ко всем, которые слывут знающими что-либо».
«… не мудростью могут они творить то, что они творят, а какой-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям».
«А на самом деле, о, мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого».
«через эту службу богу пребываю я в крайней бедности».
«какой же человек, признавая божьих детей, не будет признавать богов?»
«Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают, наверное, что она есть величайшее из зол».
«Могу вас уверить, что так велит бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших и деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше…».
«Началось у меня это с детства: вдруг - какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет».
«…кто, в самом деле, ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен».
«…от смерти уйти нетрудно, о, мужи, а вот что гораздо труднее - уйти от нравственной порчи, потому, что она идет скорее, чем смерть».
«…с человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти, и что боги не перестают заботиться о его делах…».
Тема III
Философия Платона, Ч 1.
Основные вехи жизни Платона. Была ли «система философии» у Платона? Диалог как философская и литературно-художественная форма сочинений Платона. Что такое философия по Платону. К вопросу о характере философской терминологии у Платона. Красота и любовь в диалоге «Пир»; о значении темы любви для философии Платона. Учение Платона об идеях. Истолкование «символа пещеры. («Государство» Кн. VII [514a -517c]). Идея как «тождественное», «причина» и «цель». Понимание идеи как «бытия», «силы», «блага», «единого», «предела». Платон об отношении идей и вещей. Учение Платона о бытии, небытии и «бывании». Проблема «материи», «пространства» (небытия) в философии Платона. Числа в философии Платона. Учение о «Едином» и «ином» по диалогу «Парменид». Учение Платона о Благе. Философско-богословская и космологическая проблематика диалога «Тимей». Учение Платона о Боге и Мировой душе. Учение о Боге-Отце и образце по диалогу «Тимей». Сотворение Вселенной и человека по диалогу «Тимей». Бог и боги в философии Платона.
Вопросы
1. Учение Платона об идеях и их отношении к вещам.
2. Идея как «тождественное бытие», «причина», «цель», «сила», «благо», «предел».
3. Учение Платона о «материи», «пространстве» (или небытии).
4. Учение о Боге («Едином», «Благе») в философии Платона.
5. Космология Платона по диалогу «Тимей»: происхождение мира и человека.
6. Учение Платона о Мировой душе.
Литература обязательная
Тексты
Платон. Тимей // Платон. Собр. соч. Т.3. М., 1994. С.432 [начиная с 28a] до – С.456 [включая 53b], далее – С.475 [начиная с 69b] до – С.478 [включая 53b], и С.494 [начиная с 87е] - 498 [включая 90е]; Платон. Государство. Кн. VII // Платон. Собр. соч. Т.3. М., 1994. C.295-298 [514a -517c]. Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература.Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная - М., 1976). Глава IV. Платон, 1-4.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Платон. Платонизм] С.21-79; Античная философия Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565-574.
3) дополнительные тексты по философии Платона: Платон. Парменид // Платон. Собр. соч. Т.2. М., 1993. С.349 [начиная с 129a] до – С.357 [включая 135b], C.358 [начиная с 129a] до – С.412; Платон. Пир // Платон. Собр. соч. Т.2. М., 1993. С.81-134; Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.370-383, 390-396.
4) специальные исследования: Асмус В.Ф. Платон. М., 1969; Лосев А.Ф.Критика платонизма у Аристотеля // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.,1994. С.527-712; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты-Сократ-Платон. М., 1969 и Т.3. Высокая классика. М., 1974; Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
Контрольные вопросы по Теме III. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения Платона:
Благо как верховный принцип
«Это доставляющее истинность познаваемому и дающее силу познающему, называй идеею блага, причиною знания и истины, поскольку она познается умом. Ведь сколько ни прекрасны оба эти предмета – знание и истина, ты, предполагая другое еще прекраснее их, будешь предполагать справедливо…, оба эти предмета – знание и истину – признавать благовидными справедливо, а благом которое-нибудь из них несправедливо… Солнце… доставляет видимым предметам не только, думаю, способность быть видимыми, но и рождение, и возрастание, и пищу, а само не рождается… Так и благо, надобно сказать, доставляет познаваемым предметам не только способность быть познаваемыми, но и существовать и получать от него сущность, тогда как благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности» (Гос. 508e -509 b).
« … на пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом созерцания, дает право умозаключать, что она во всем причина всего правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум, и что желающий быть мудрым в делах частных и общественных должен видеть её»
(Гос. 514a- 517b ).
«Итак, если мы не в состоянии уловить благо одною идеею, то поймаем его тремя – красотою, соразмерностью и истиной…» (Фил. 65a).
«Считай, что познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие и существование, хотя само благо не есть существование, оно за пределами существования, превыше его достоинством и силой» (Гос. 509b5).
О Боге и творении мира
«И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа невидимой, и как причастная рассуждению и гармонии, рожденная совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего, она сама совершеннее всего рожденного» (Тим. 36е).
«Когда в полной движения и жизни Вселенной родивший ее Отец признал образ бессмертных богов, он возрадовался и в добром своем расположении придумал сделать ее еще более похожею на образец. Так как самый образец есть существо вечное, то и эту Вселенную вознамерился он сделать по возможности такою же. Но природа-то этого существа действительно вечная; а это свойство сообщить вполне существу рожденному было невозможно; так он придумал сотворить некоторый подвижный образ вечности, и вот, устрояя заодно небо, создает пребывающей в одном вечности вечный, восходящий в числе образ - то, что назвали мы временем. Ведь и дни и ночи, и месяцы и годы, которых до появления неба не было, - тогда вместе с установлением неба подготовил он и их рождение» (Тим. 37d) (Перевод Карпова. Соч. Платона. М., 1879. Ч.VI).
«Не видав и мысленно не постигнув в достаточной мере Бога, мы рисуем себе некоторое бессмертное существо, имеющее душу, имеющее и тело, причем они нераздельны на вечные времена. Впрочем, тут как угодно Богу, так пусть и будет и так считается». (Федр. 246d).
Диалектика
«…возводить к единой идее, то что повсюду разрозненно, давая определение каждому, чтобы сделать ясным предмет поучения»; «способность разделять всё на виды, на естественные составные части» (Федр. 266d-е).
Тема IV
Вопросы
1. Учение Платона о «занебесной области» (истине) и душе по диалогу «Федр».
2. Состав души, ее происхождение, отношение к телу и ее посмертная участь.
3. Доказательства бессмертия души в философии Платона.
4. Диалектика как теория познания. Теория идей. Учение о «врожденных идеях».
5. Этика Платона. Благо, благочестие и смысл жизни.
6. Учение Платона о государстве. «Идеальное государство» Платона.
Литература обязательная
Тексты:Платон. Федр // Платон. Собр. соч. 4 т. М., 1993. Т.2. С. 152 (вторая речь Сократа) – 160; Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная - М., 1976). Глава IV. Платон, 6-7.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Соловьев В.С. Платон // Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 Т. СПб., [1911-1914]. Т. 10. С.453-479; Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 Т. СПб., [1911-1914]. Т. 9.С. 194-241; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Платон. Платонизм] С.21-79.
3) дополнительные тексты по философии Платона: Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С. 383-391, 396-407.
4) специальные исследования: Асмус В.Ф. Платон. М., 1969; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты-Сократ-Платон. М., 1969 и Т.3. Высокая классика. М., 1974.
Контрольные вопросы по Теме IV. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения Платона:
(о душе и познании истины)
«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно» (Федр. 245с).
«Ведь каждое тело, движимое извне, - неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна». (Федр. 245е).
«… всякая человеческая душа по своей природе бывала созерцательницей бытия, иначе она не вселилась бы в это живое существо» (Федр. 249е-250а).
«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно» (Мен. 81c).
«Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова (ведь надо наконец осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине): эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - уму; на нее-то и направлен истинный род знания» (Федр. 247е).
А ведь найти знания в самом себе – это и значит припомнить, не так ли? (Мен. 85d).
«…но душа никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [ее] в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино.. А это есть припоминание, того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем подлинным бытием. Поэтому по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божественен Бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным» (Федр. 249b-e).
«Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше» (Федр. 245е).
«Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых образуется его познание, четвертая ступень – это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое – это имя, второе – определение, третье – изображение, четвертое – знание» (Письмо VII . 342a-344d).
(этика)
«Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом Бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых. Поэтому, кто хочет стать любезным Богу, непременно должен, насколько возможно, ему уподобиться» (Законы. 716c).
« Тогда как в природе вещей, друг мой, есть образцы (один божественный – образец счастия, другой – безбожный – образец страдания), люди, не видящие, что это так, по глупости не замечают, что одному они несправедливыми действиями уподобляются, а от другого отступают, а через это, проводя жизнь, соответствующую тому, которому уподобляются, несут наказание».
«… мы должны употребить все усилия, чтобы приобщиться, пока мы живы, к добродетели и разуму, ибо прекрасна награда и надежда велика!» (Федон. 114е).
«Когда умершие являются в то место, куда уводит каждого его гений, первым делом надо всеми чинится суд – над теми, кто прожил жизнь прекрасно и благочестиво, и над теми, кто жил иначе» (Федон. 113d).
«… [чистая] душа уходит в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и достигши его, обретает блаженство, отныне избавленная от блужданий, безрассудства, страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол, и как говорят о посвященных в таинства - впредь навеки поселяется среди богов» (Федон, 81а).
Тема V
Вопросы
1. Учение Аристотеля о «первых причинах и началах» сущего.
2. Учение о «форме», материи «первой» и «последней», «возможности и действительности».
3. Основные принципы теория познания Аристотеля. Учение о «категориях».
4. Общая характеристика логики Аристотеля.
5. Философское и религиозно-нравственное учение Аристотеля о Боге
6. Классификация наук по Аристотелю.
Литература обязательная
Тексты:Аристотель Метафизика. Кн. V, главы 1-2, 4, 7-8, 12; Кн. XII, главы 7 // Аристотель. Собр. соч. М., 1975. Т.1; Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.
Учебная литература:Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная - М., 1976). Глава V. Аристотель. 1-5.
Дополнительная литература:
Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:
1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лебедев А.В. Аристотелизм. Аристотель // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.33-38; Античная философия Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 164-175.
3) дополнительные тексты по философии Аристотеля: Аристотель Метафизика. Кн. VII, главы 3-5, 8-13, 16-17 // Аристотель. Собр. соч. М., 1975. Т.1.
4) специальные исследования: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.
Контрольные вопросы по Теме V. для самостоятельной проверки знаний.
Объясните следующие положения Аристотеля:
(Текст «Метафизики» приводится по изданию – Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах (М., 1975. Т.1. С.63-367), в котором пер. А.В.Кубицкого («Метафизика». М.-Л., 1934) был подвергнут значительной и не всегда оправданной переработке).
О сущем или бытии
«О сущем и не-сущем говорится, во-первых, в соответствии с видами категорий, во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности и действительности применительно к этим категориям и к тому, что им противоположное,