Методы социально-гуманитарного познания
В качестве методов, характерных для социально-гуманитарного познания, выступают:
1. Анализ документов
2. Методы опроса:
- анкетирование;
- интервью;
3. Монографический метод
4. Биографический метод
5. Проективные методы
6. Тестирование
7. Метод социометрии
8. Игровые методы
9. Иконография
10. Герменевтический метод (герменевтика)
Рассмотрим эти методы подробнее
1. Анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Анализ документов может быть качественным («проблемный поиск», тематические обобщения) и количественным (контент- анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).
К числу документов относятся письменные источники-тексты в любой форме; статистические данные; иконографические изображения (кино, фото и т. п.); фонетические документы (радио, телевидение, магнитофон и т. п.); информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски и т. п.),
Качественный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление содержания документов. Основной недостаток анализа этих документов – субъективизм – во многом преодолевает формализованный (количественный) метод изучения документов (контент-анализ). По некоторым данным, около 80% разведывательной информации в мире «вычерпывается» с помощью контент-анализа открытых СМИ.
2. Методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных методов сводится к двум основным формам.
- Анкетирование – опрос по специальным анкетам, содержащим конкретные вопросы.
- Интервью – целенаправленная, заранее запланированная беседа с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые (где таким источником выступают представители различных социальных групп) и специализированные. Носители информации в последних – высокопрофессиональные, компетентные в определенной области лица (эксперты). Поэтому специализированный опрос называют экспертным опросом (методом экспертных оценок).
Разновидностью последнего является метод групповой дискуссии, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации ее решения. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее известный из них – «мозговой штурм», метод активизации творческого мышления в группе.
Метод опроса особенно широко применяется в социологии и социальной психологии.
3. Монографический метод(греч. monos – один, единственный и grapho – пишу) – метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. Названный метод требует максимально полного описания данного случая как характерного, типичного.
4. Биографический метод – один из методов исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.
Разновидностями биографического метода являются автобиография и просопография, т. е. создание коллективных биографий. Иначе говоря, это выявление определенного круга лиц, их дат жизни, социального происхождения, образования, места жительства, рода деятельности, религии и т. п. Например, группы императоров, президентов, Нобелевских лауреатов, спортсменов, звезд шоу-бизнеса и т. п.
5. Проективные методы (в психологии) – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Эти методы позволяют «проявиться личности вовне» и сделать выводы о тех или иных ее «склонностях», о специфике ее психологического развития.
Наиболее известными и давно применяемыми проективными методами являются метод чернильных пятен Роршаха и методика фрустрации Розенцвейга. В первом случае выявляется связь между продукцией воображения и типом личности, во втором – реакции индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. (Фрустрация – это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов). Проективные методы широко применяются и в современной социологии.
6. Тестирование (в психологии и педагогике) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют три основные группы тестов – тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ), тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.) и тесты способностей – как общепсихологических (сенсорных, моторных и др.), так и специальных (математических, художественных, музыкальных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред и моральный урон личности.
7. Метод социометрии – применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них (например, выявление «лидеров» группы, отношений формальных и неформальных, конфликтных и неконфликтных и т. п.). Метод социометрии позволяет выявить реальную позицию человека в коллективе по различным признакам.
При всей важности процессов математизации и компьютеризации не следует забывать пределов применимости этих формальных методов в социально-гуманитарных науках. Целый ряд явлений живой жизни» они охватить не в состоянии. Особенно это относится к внутреннему опыту личности, к «абсолютно-интимному ее ядру» (А. Шюц), к числу таких ее глубинных структур сознания, как воображение, фантазия, интуиция, неосознанные чувства и др.
8. Игровые методы – применяются при выработке управленческих решений – имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.
В современной культуре значение игры как важной области деятельности и жизни» существенно возросло. Нидерландский культуролог Й. Хейзинга (1872-1945) в работе «Человек играющий» показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Культура возникает и развивается в игре, имеет игровой характер. Мыслитель распространяет категории игры на процесс понимания текста, картины, спектакля и т. п.
Опираясь на идеи Хейзинги, Гадамер рассматривает игру как «способ бытия самого произведения искусства». Утверждая «священную серьезность игры», немецкий философ высшей ее ступенью, «завершением», «преобразованием ее в структуру» (т. е. достижением ею идеального состояния) считал искусство. А последнее, по его мнению, – один из важных способов постижения
9. Иконография (греч. – изображение, образ и описание) – систематическое изучение и описание изображений каких-либо (чаще всего – религиозных и мифологических) сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных особенностей. В искусствознании иконография – описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персоналий или сюжетных сцен – преимущественно в средневековом искусстве с его символикой.
Мы рассмотрели лишь некоторые из методов социально-гуманитарных наук (их сколь-нибудь четкой классификации пока еще не существует).
10. Герменевтический метод (герменевтика)(от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – теория и метод интерпретации и понимания человеческого действия и памятников прошлого, особенно если смысл их неясен (вследствие древности, неполной сохранности или иных причин).
Этот термин происходит от понятия, служащего интерпретации библейских текстов. Применительно к Библии герменевтика означает выявление чувственно-буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического смыслов текста.