Проблема бытия в философии, материя и сознание
По Платону бытие это «царство чистых мыслей и красоты» По Аристотелю-это живая субстанция, которая выделяет принципы :каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; цель имеет свое определенное назначение. В средние века появилось доказательство бытия Бога: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность противостоящая человеку и его разуму. Декарт: «я мыслю следовательно существую» это значит, что бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.
Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий. Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности . Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Концепции пространства и времени
Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.
Существует две концепции пространства и времени: |
субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц). |
Детерминизм и индетерминизм
ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ- противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, считает, что любое явление связано с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими. Индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени. По мнению индетерминистов, в мире нет никакого порядка, в нем господствует хаос. Отсюда логически следует вывод о том, что человек может действовать по своему усмотрению, что его действия никак причинно не обусловлены . По мнению тех, кто придерживается религиозной концепции божественного провидения, закономерная связь всех явлений во времени устанавливается либо богом, либо судьбой. Материалисты же утверждают, что связи между явлениями обусловлены материальными процессами.
Диалектика и ее законы
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей(противоположность-всё то,что отличается друг от друга,но не могут сущ-вать др. без др.(день,ночь); противоречие- это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.),закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(Качество- 1)свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые хар-ют его способность взаимод. с другими предметами.2) структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3) функции предмета, то, для чего предмет предназначен. 4). место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом. Количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера) Закон отрицания.-показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого.
Диалектика и метафизика
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего.Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в– мир находится в развитии.. Формы диалектики: 1) Античная – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса . 4) Современная диалектика. Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Как говорил Аристотеля-это означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга
14Соц.Фил-ия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.Постин-ое общ-во-информационное общ-во.2 направления нового типа общества 3-го тысячелетия: 1)установка нового типа общ-ва в развитых странах;2)глобализация(объедин-ие на эконом-ом уровне). Основополож-ом понятия постиндустр-го общ-ва является Белл,он выделяет 4 черты нового времени: 1)Теоретическое знание-это основной принцип общества; 2)Переход производства товара к расширению сферы услуг в экономике; 3)Компьютерная революция-особая роль техники и технологии;4)Интеллектуальные технологии. Для поддержания тех-гоур-ня необходим профессиональный технич-ий класс. Выделяют 2 слоя интеллегенции:1)научно-технич-ая интелег-ия;2)гуманитарнаяинтел-ия. Выделяется несколько соц-ых страт:1)Профессиональный класс-в него входят-учёнве, администраторы, люди,занятые развитием культуры, люди занятые технич-ой деят-ю);2)Работники торговли;3)полуквалифицированные работники;4)ремесленники.
15 Глоб. пробл чел-ва.Философия глобальных проблем складывается в 70-ые годы ХХ в. Основоположники Лоранс, Пиччел, Сорокин, Белл. Лорансвыделяет несколько глобальных проблем и называет их смертельные грехи чел-ва: 1)Чрезмерная изнеженность человека; 2) разрыв с традициями; 3)перенаселенность земли-возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве ; 4)опустошение естественного жизненного пространства и как следствие экологический кризис-человек уже не замечает всех красот природы; 5)чрезмерное развитие техники-телевизор, компьютер, стал частью жизни человека; 6)фармакология и окр. Среда приводит к генетическим деградациям-рост уродств, физической и умственной патологии, фиксируется у родившихся детей; 7)индоктринация чел-ва,т.е. увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе-давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды; 8) проблема ядерного оружия.Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основнхарак-ах: 1) эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего чел-ва и каждого человека в отдельности;2) они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; 3) для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;4)нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.
16 История философии, историцизм и антиисторицизм. ИСТОРИЦИЗМ - философская доктрина, согласно которой знание о человеческой деятельности имеет по преимуществу исторический характер и что не существует неисторического понимания природы человека и общества.Складывается на рубеже 19-20 вв. Проблема историцизма в отчетливой форме была поставлена в 19 в. как проблема условий возможности исторического знания. Прогресс естественных наук и связанный с ним расцвет позитивизма поставили вопрос о научном статусе исторического знания. Трудность последнего, как показал Дильтей, заключается во взаимной обусловленности объекта и субъекта истории как науки: субъект, которому надлежит познать “бытие истории”, сам является историческим бытием. Историцизм – это бедный метод, который не приносит результатов. Антиисторицизм Поппера отрицает исторический прогресс. Прогресс – это движение к какой-то определенной цели, цели же существуют только для человека, для истории они просто не возможны. Поэтому Поппер считает, что прогрессировать может только человек, защищая, например, демократические институты, от которых зависит свобода. Антиисторицизм отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий.
17 Сознание и теории отражения.Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности. Отражение –это способность матер-ых объектов оставлять в себе следы других матер-ых Объектов. При взаимодействии с ними. Например : царапина на теле. Формы отражения : механическое. Физическое .химическое. особая форма явл-тся биологическое отражение. Специфика в том что оно свой-но только живым организмам. Формы : раздражимость. Чувствительность . псих-ое отражение. Раздражимость –это реакция жив.организмов на предметы и явления окруж.мира. чувствительность –способность живых организмов отражать окруж. Мир в виде ощущений. Сознание – полное отражение окруж.мира и его осмысление.
18 Формационный и цивилизационный подход. Формация обозначает у Маркса логически обобщенный тип организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ. Иными словами, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. При формационном подходе картина социальной структуры общества настолько обедняется, что все социальные слои за пределами основных классов-антагонистов выступают по сути как маргинальные элементы. Вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам. Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Цивилизация-исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях. 1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер;2) совокупность проявлений культуры;3) система ценностей общества Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона. Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания. Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития. Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов