Концепции антропосоц-за. Проблема происхождения чел-ка
Концепции антропосоц-за. Проблема происхождения чел-ка
Антропосоц-ез-учение о происхождении человека. Термины: биологический паспорт ,класс –млекопитающие, отряд-приматы, подотряд-человекообразные обезьяны, ряд-гоминид, семейство утконосых обезьян, вид –homosapience. 2 концепции антропосоц-за: 1)трудовая(Маркс); 2)культурнодеятельностная(Кассирер). Человек рождается человеком,но он не рождается личностью. Человеком становятся в процессе социлизации. Человек –биосоциальное существо, хотя в нас не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяют нас из животного мира. То что человека отличает от животного: 1)Общ-во видоизменяет хар-р потребн.;2)Общ-во изменяет среду обитания;3)Культура выступает как множество запретов,подавление животных инстинктов.Происхождение жизни на Земле от Адама и Евы-божественная картина мира. УчёныйГеттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других.Следом за ним французский ученый Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). Потом научные предпосылки Дарвина,что человек произошел от обезьяны. И концепция К.Маркса-труд сделал из обезьяны человека.
Человек как существо деятельное. Виды деятельности человека
Деятельность-это способ существования чел-ка. Собственно чел-кая деятельность - это деят, имеющая сознаваемую цель.Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты. Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования иизменяя их, он творит вокруг себя "вторую природу" - искусственную среду, мир культуры. Виды деят-ти: 1)труд;2)учёба;3)игра-Эти виды деятельности сопровождают человека всю жизнь, но роль их в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школе - учеба, а затем труд.
Гносеология, субъект и объект познания
Гносеология-раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность.Гносеология теория познания, или еще по другому учение о жизни, прошла длительный путь эволюционного развития, как развивался человек, и менялось его понимание мира на этом пути эволюции, так и гносеология развивалась и расширяла свои методы познания.Современна гносеология - это учение о проблеме взаимоотношения к науке. Научные исследования обусловили возникновение социальной природы познания.Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.Объектом познания могут быть как материальные образования (живые организмы), так и социальные явления (общество). Результаты познания (итоги эксперимента) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания.
Сознание и самосознание
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности .Главным в развитии сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир и переживать его. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания –дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая внутреннего конфликта.
Детерминизм и индетерминизм
ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ- противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, считает, что любое явление связано с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими. Индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени. По мнению индетерминистов, в мире нет никакого порядка, в нем господствует хаос. Отсюда логически следует вывод о том, что человек может действовать по своему усмотрению, что его действия никак причинно не обусловлены . По мнению тех, кто придерживается религиозной концепции божественного провидения, закономерная связь всех явлений во времени устанавливается либо богом, либо судьбой. Материалисты же утверждают, что связи между явлениями обусловлены материальными процессами.
Диалектика и ее законы
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей(противоположность-всё то,что отличается друг от друга,но не могут сущ-вать др. без др.(день,ночь); противоречие- это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.),закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(Качество- 1)свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые хар-ют его способность взаимод. с другими предметами.2) структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3) функции предмета, то, для чего предмет предназначен. 4). место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом. Количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера) Закон отрицания.-показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого.
Диалектика и метафизика
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего.Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в– мир находится в развитии.. Формы диалектики: 1) Античная – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса . 4) Современная диалектика. Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Как говорил Аристотеля-это означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга
14Соц.Фил-ия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.Постин-ое общ-во-информационное общ-во.2 направления нового типа общества 3-го тысячелетия: 1)установка нового типа общ-ва в развитых странах;2)глобализация(объедин-ие на эконом-ом уровне). Основополож-ом понятия постиндустр-го общ-ва является Белл,он выделяет 4 черты нового времени: 1)Теоретическое знание-это основной принцип общества; 2)Переход производства товара к расширению сферы услуг в экономике; 3)Компьютерная революция-особая роль техники и технологии;4)Интеллектуальные технологии. Для поддержания тех-гоур-ня необходим профессиональный технич-ий класс. Выделяют 2 слоя интеллегенции:1)научно-технич-ая интелег-ия;2)гуманитарнаяинтел-ия. Выделяется несколько соц-ых страт:1)Профессиональный класс-в него входят-учёнве, администраторы, люди,занятые развитием культуры, люди занятые технич-ой деят-ю);2)Работники торговли;3)полуквалифицированные работники;4)ремесленники.
15 Глоб. пробл чел-ва.Философия глобальных проблем складывается в 70-ые годы ХХ в. Основоположники Лоранс, Пиччел, Сорокин, Белл. Лорансвыделяет несколько глобальных проблем и называет их смертельные грехи чел-ва: 1)Чрезмерная изнеженность человека; 2) разрыв с традициями; 3)перенаселенность земли-возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве ; 4)опустошение естественного жизненного пространства и как следствие экологический кризис-человек уже не замечает всех красот природы; 5)чрезмерное развитие техники-телевизор, компьютер, стал частью жизни человека; 6)фармакология и окр. Среда приводит к генетическим деградациям-рост уродств, физической и умственной патологии, фиксируется у родившихся детей; 7)индоктринация чел-ва,т.е. увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе-давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды; 8) проблема ядерного оружия.Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основнхарак-ах: 1) эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего чел-ва и каждого человека в отдельности;2) они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; 3) для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;4)нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.
16 История философии, историцизм и антиисторицизм. ИСТОРИЦИЗМ - философская доктрина, согласно которой знание о человеческой деятельности имеет по преимуществу исторический характер и что не существует неисторического понимания природы человека и общества.Складывается на рубеже 19-20 вв. Проблема историцизма в отчетливой форме была поставлена в 19 в. как проблема условий возможности исторического знания. Прогресс естественных наук и связанный с ним расцвет позитивизма поставили вопрос о научном статусе исторического знания. Трудность последнего, как показал Дильтей, заключается во взаимной обусловленности объекта и субъекта истории как науки: субъект, которому надлежит познать “бытие истории”, сам является историческим бытием. Историцизм – это бедный метод, который не приносит результатов. Антиисторицизм Поппера отрицает исторический прогресс. Прогресс – это движение к какой-то определенной цели, цели же существуют только для человека, для истории они просто не возможны. Поэтому Поппер считает, что прогрессировать может только человек, защищая, например, демократические институты, от которых зависит свобода. Антиисторицизм отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий.
17 Сознание и теории отражения.Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности. Отражение –это способность матер-ых объектов оставлять в себе следы других матер-ых Объектов. При взаимодействии с ними. Например : царапина на теле. Формы отражения : механическое. Физическое .химическое. особая форма явл-тся биологическое отражение. Специфика в том что оно свой-но только живым организмам. Формы : раздражимость. Чувствительность . псих-ое отражение. Раздражимость –это реакция жив.организмов на предметы и явления окруж.мира. чувствительность –способность живых организмов отражать окруж. Мир в виде ощущений. Сознание – полное отражение окруж.мира и его осмысление.
18 Формационный и цивилизационный подход. Формация обозначает у Маркса логически обобщенный тип организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ. Иными словами, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. При формационном подходе картина социальной структуры общества настолько обедняется, что все социальные слои за пределами основных классов-антагонистов выступают по сути как маргинальные элементы. Вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам. Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Цивилизация-исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях. 1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер;2) совокупность проявлений культуры;3) система ценностей общества Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона. Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания. Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития. Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов
Методология и методы науки.
Методология-учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей. Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира.
Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания.
К методам научного познания относят:
Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления
Концепции антропосоц-за. Проблема происхождения чел-ка
Антропосоц-ез-учение о происхождении человека. Термины: биологический паспорт ,класс –млекопитающие, отряд-приматы, подотряд-человекообразные обезьяны, ряд-гоминид, семейство утконосых обезьян, вид –homosapience. 2 концепции антропосоц-за: 1)трудовая(Маркс); 2)культурнодеятельностная(Кассирер). Человек рождается человеком,но он не рождается личностью. Человеком становятся в процессе социлизации. Человек –биосоциальное существо, хотя в нас не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяют нас из животного мира. То что человека отличает от животного: 1)Общ-во видоизменяет хар-р потребн.;2)Общ-во изменяет среду обитания;3)Культура выступает как множество запретов,подавление животных инстинктов.Происхождение жизни на Земле от Адама и Евы-божественная картина мира. УчёныйГеттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других.Следом за ним французский ученый Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). Потом научные предпосылки Дарвина,что человек произошел от обезьяны. И концепция К.Маркса-труд сделал из обезьяны человека.