Лекция№2 Классическая немецкая Философия.

План.

1. Иммануил Кант.

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Д/З. Людвиг Фейербах; Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. «Я не учу философии, я только побуждаю философствовать»

Иммануил Кант (1724-1804) 79 лет.

Афоризмы - « И чем более я размышляю, тем более 2 вещи наполняют мою душу: это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».

- «Там где бессилен разум, там, в права вступает вера».

- «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Философия Канта делится на 2 периода:

1) до критический;

2) критический, где написаны основные сочинения.

Сочинения: «Критика чистого разума» это теория познания.

«Критика практического разума» - этические взгляды.

«Критика способности разума» - эстетические взгляды.

Критика – установление точной познавательной способности человека и определение границ человеческого познания. Для Канта процесс познания, это активное взаимодействие субъекта и объекта.

Познание он делил на чувства, рассудок и разум.

Чувства – внешний мир, который воздействует на человека, вызывая хаос ощущений и представлений. Для них характерно пространство и время.

Рассудок – субъекту присуще познавать окружающий мир в причинно- следственной зависимости с помощью универсальных категорий. Например –солнце греет, камень нагревается.

Разум дает законы природы. Разум - имеет дело идеями и запутывается в противоречии их.

Этические взгляды Канта.

Кант выводит мораль человека из разума, а не из внешних факторов. Кант считал, что нравственность – суть человека.

1. Поступайте так, чтобы максима Вашего поведения могла стать основой законодательства.

2. Поступайте так, что бы человек был целью, а не средством.

3. Из Библии «Поступайте так, как бы Вы хотел, что бы поступали с Вами.

2 типа нравственного поведения:

1) легальное – не требует усиления для исполнения долга

2) моральное – подчиняет стремление к чувству долга.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) 61 год.

По взглядам – рационалист. Философские произведения «Феноменология духа». «Наука логика».

Афоризмы – «Философия нуждается в том, чтобы содержать в себе единую живую идею, ибо мир подобен цветку, вырастающему из одного зерна».

«Разум без рассудка – это ничто, а рассудок и без разума – нечто».

По мнению Гегеля до мира вещей явлений мира культуры и истории; существовала абсолют и идеальное начало –(абсолютная идея сюда же входит мировой разум и мировой дух ).

Ступени развития абсолютной идеи – ступени развития мира через созданный мир.

Стадии познания

Абсолютный мир => (движение) опредмечивание => распредмечивание

Гегель ввел 3 закона диалектики:

1) Переход количественного в качественное.

2) Борьба единства и противоположности.

3) Отрицания отрицания.

Обязанности человека делятся на четыре рода:

1. перед самим собой;

2. перед семьей;

3. перед государством;

4. перед другими людьми.

Философия истории по Гегелю

Принцип развития истории – осознание человеком свободы.

Гегель делит мир истории на 4 этапа по степени

осознания свободы:

1) Восточный мир – свободен лишь один деспот.

2) Греческий мир – свободны лишь свободные.

3) Римский мир подражатели, идущие вслед за греческим. Новизна выработка нового юридического законодательства (перед законом все равны).

4) Германский - свободны все.

Значение философии Шеллинга

Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трёх сравнительно чуждых друг другу воззрений

  • субъективного идеализма,
  • объективного натурализма и
  • религиозной мистики,

— могла сохранять свое несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.

Весьма естественно, поэтому, что многочисленные исследователи Шеллинга являются приверженцами лишь отдельных эпох его философской деятельности. Главным продолжателем центрального мировоззрения Шеллинга, а именно системы тождества, в её идеологической форме, был Гегель, значительная зависимость которого от Шеллинга едва ли может быть отрицаема.

Затем, кроме упомянутых уже последователей натурфилософии Шеллинга, к нему примыкают в тех или иных отношениях И. Вагнер, Клейн, Эшенмайер, фон Шуберт, Краузе, Зибберн, Зольгер, Фрошаммер, Бюкуа. Влияние Шеллинга испытал на себе также и Фехнер. Немаловажное значение имело увлечение Шеллингом и в России. Многие выдающиеся представители интеллектуальной жизни России в 20-х и 30-х годах находились под непосредственным или косвенным его влиянием. В прямой зависимости от философии Шиллинга были почти все славянофилы, лишь впоследствии обратившиеся к гегельянству. Его идеи излагали с академических и университетских кафедр Велланский, Галич, Давыдов, Павлов, Надеждин, Скворцов. Наконец, возрождение религиозно-мистических чаяний Шеллинга нельзя не отметить в произведениях Вл. С. Соловьева, давшего в своей повести об антихристе живую картину восстановления единства церкви просветленным старцем Иоанном.

Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. При этом понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо более широкое применение, чем у рационалистов.

Идеализм Шеллинга не может также считаться упраздненным через идеализм Гегеля, от которого он отличается большей жизненностью. Если в детализации понятий, в более строгом и отчетливом их обосновании абсолютный идеализм несомненно представляет шаг вперед по сравнению с несколько туманным идеализмом Шеллинга, то последний остался зато совершенно свободным от коренной ошибки Гегеля, состоящей в сведении реального без остатка на идеальное. Реальное у Шеллинга только содержит в себе идеальное, как свой высший смысл, но обладает, кроме того, иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Отсюда у Шеллинга является вполне понятным уклонение существ от абсолютных норм разумности и добра.

Вообще теория происхождения зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии религии.

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х 28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Философские взгляды

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[источник не указан 1097 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения» Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером], сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Наши рекомендации