Представители раннего итальянского возрождения.

Данте Алигери (1265-1321) жил во Флоренции. Его произведения «Божественная комедия» и « Монархия» - социально политически философское произведение. Боролся за возвышение человека, высмеивал существующий строй, а люди, которые подчиняются этому строю - монстры.

Франческо Петрарка (1304-1374) – является родоначальником гуманистического движения. Он поставил вопрос о необходимости познания человека. Произведение «О своём и чужом невежестве». «Энциклопедия».

Марселио Фичино (1433-1499) Изначально Фичино был переводчиком трудов Платона и неоплатоником. Со временем начинает писать свои труды. Свои дискуссии Фичино проводил на собственной вилле кот. ему подарил его друг. Фичино считает, что истинными знаниями обладает лишь Господь. Истинные знания даны лишь Богу. Познать истинные знания можно через познание Бога с помощью разума, воли и людьми.

Мирандола (XV в.) учение Мирандолла учит о предназначении человека. У чел. Есть свобода выбора и чел. Сам может постигать истину, постигая истину он постигает и Бога.

Да́нте Алигье́ри , полное имя Дуранте дельи Алигьери (крещен 26 мая 1265 — 13 или 14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени

Данте Алигьери женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна, единственно, есть информация, что в 1301 году у него уже было трое детей (Pietro, Jacopo and Antonia).[1] Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.

Краткая хронология

  • 1265 — рождение Данте
  • 1274 — первая встреча с Беатриче
  • 1283 — вторая встреча с Беатриче
  • 1290 — смерть Беатриче
  • 1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • 1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • 1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
  • 1300/01 — приор Флоренции
  • 1302 — изгнан из Флоренции
  • 1304—1307 — «Пир»
  • 1304—1306 — трактат «О народном красноречии»
  • 1306—1321 — создание «Божественной комедии»
  • 1308/09 — Париж
  • 1310/11 — возвращение в Италию
  • 1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • 1316—1317 — поселился в Равенне
  • 1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну

Сочинения



  • 1306—1321 «Божественная комедия» — (итал.
  • Divina Commedia):
    • Ад,
    • Чистилище,
    • Рай
  • 1304—1307 «Пир» (итал. Convivio)
  • 1304—1306 «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo)
  • «Эклоги» (лат. Egloghe)
  • «Послания» (лат. Epistulae)
  • «Цветок» (итал. Il fiore)), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе» (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
  • 1310—1313 «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose)
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra)
  • 1292 «Новая жизнь» (итал. Vita nuova)

Жан-Жак Руссо́; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник

Философия Жан-Жака Руссо

Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

«Новая Элоиза»

В «Письме к д'Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.

«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора.

Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. То же самое можно было сказать и о произведениях Сэмюэла Ричардсона.

Дени́ Дидро́ 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)[1]. Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Мировоззрение

Мемориальная доска на доме, где Д.Дидро жил с 1773 по 1774 гг. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 9

Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.

По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой.

Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии (Лилло, Мур, Камберленд и др.).

Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта в Париже 31 июля 1784 года.

Наши рекомендации