Рационализм (Декарт,Спиноза,Лейбниц)
Декарт Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Сомнение есть один из актов мышления. Следовательно, сомнение не может поставить под вопрос лишь сам процесс нашего мышления. Отсюда Декарт делает свой поистине революционный вывод: "Мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum). Таким образом, несомненность мышления подтверждается актом сомнения. В основе научного метода Декарта лежат четыре правила:1. Не принимать ничего на веру, включать в суждения только то, что представляется разуму ясно и отчетливо.2. Разделять каждую проблему на столько частей, сколько нужно для ее разрешения.3. Начинать изучение с простейших предметов, постепенно переходя к более сложным.4. Делать перечни настолько полными, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.И сегодня для нас актуально звучит мысль Декарта: "Уточняйте ваши понятия, этим самым вы избавите человечество от половины заблуждений". Спиноза голландского мыслителя Баруха Спинозы (1632—1677). В отличие от дуализма Декарта Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называемой Богом, или Природой, которая выступает как причина самой себя ("Natura est causa sui"). Философ придерживался точки зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Субстанция Спинозы обладает бесчисленным множеством атрибутов, но из этого множества человеку открыты только два — мышление и протяженность. Каждый из атрибутов содержит в себе всю полноту субстанции в присущей ему определенности, т.е. выражает ее на собственном языке. Протяженность и мышление предстают перед человеком как множество единичных вещей (модусов). Причины изменения мира вещей — конечных модусов — Спиноза видел не внутри самих вещей, а в их взаимных внешних толчках. Признавая причинность, философ подчеркивал лишь необходимость и отрицал роль случайности, в результате чего склонялся к фатализму. Выдающимся представителем рационализма был немецкий философ Готфрид Лейбниц. Однако, развивая идеи Декарта, Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма.Ядром философии Лейбница выступает понятие монады - некая простая и неделимая духовая сущность, которая замкнута в себе и не имеет возможности влиять на другие монады. Весь мир являет собой не что иное, как собрание монад. Монады выстраиваются согласно своей иерархии.
17Гоббс Локк Руссо. Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Гоббс защитил авторитарную монархию , Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии , либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями Согласно Гоббсу, жизнь людей в«естественном состоянии» была«одинокой, бедной, неприятной,жестокой и короткой». Это было состояние, где личный интерес,отсутствие прав и соглашений препятствовали развитию общества. Жизнь была«анархичной» - без управления и суверенности. Люди в«естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны. Такое естественное состояние имеет следствием появление общественного договора. Общественный договор был«событием», когда люди объединялись и отказывались от своих естественных прав так, чтобы другие смогли отказаться также и от своих (например, лицо А отказывается от права убить лицо Б,если лицо Б делает то же самое). Это привело к созданию общества, и в дальнейшем, государства или суверенного образования, которое должно было защищать возникшие новые права,регулирующие социальное взаимодействие. Таким образомобщество больше не находилось в состоянии анархии. Государства, возникшие не на основах общественного договора,были анархичными. Так же, как каждый человек в естественном состоянии был сам себе хозяин и, таким образом, направлялся личным интересом в отсутствии законов, так и государства действовали в собственных интересах и враждовали друг с другом.В отличие от Гоббса, Локк считал, что человек в естественном состоянии морально более ограничен в своих действиях, но признавал, что люди жили бы в страхе друг перед другом. Локк утверждал, что частные лица согласились бы сформировать государство, обеспечивающее "нейтральное судейство", которое бы защищало права на жизнь, на свободу и на собственность тех, кто бы жил в пределах этого государства.Жан-Жак Руссо (1762) В своем влиятельном трактате«Общественный договор», Жан- Жак Руссо (1712–1778) изложил другую версию теории общественного договора,основанную на народном суверенитете. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим.