Ранняя (досократовская) Греческая Философия
Первый период греческой философии (6в. до н.э.) - это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Гераклит, Пифагор) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние натурфилософы — монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и существование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования. Основоположник милетской натурфилософии Фалес - мудрец и философ, характеризуется в как человек с разносторонними и глубокими познаниями. Чрезвычайно широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фалес, охватывает явления природные (метеорология, переплетающаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он один из семи мудрецов, политический советник города) и завершается проблемами собственно философскими (устройства всего мироздания).Философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое - «все -из воды», второе - «все одушевлено и полно демонов». ."Из чего все?" — вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некоторое беспредельное и вечное начало. Вещи возникают в результате тех пре-вращений, которые происходят с первовеществом,— сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена — это субстанции.
Филиософ Сократа
Сократ. по профессии скульптор. создал первую школу в др. греции. все, оч чем он говорил известно только от его учеников. Ф рассматривал через призму спора.очень любил дискуссии.В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. изменил само понимание Ф. считал, что она должна быть учением о том, как жить. человек может познать только то, что нах-ся в его власти, а во власти чел-ка только его душа.Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание "самого себя". Это стало девизом не только его философии, но и всей жизни мыслителя.знаение - это выявление общего, сущ. для ряда вещей, поэтому знание фиксируется в определении предмета. любое действие чел-ка должно осн-ся на цели. но должна также быть какая-то общая цель. (отлич. от софистов). добро тождеств. знанию, повед. чел-ка опр-ся его знанием, а значит незнающий человек действует во зло, а знающий действует во благо.(этич. рационализм).Демокрит Демокрит (460—370 до н.э.) развивал атомистическое учение и создал логически стройную, всеобъемлющую систему.Атомы, согласно философу, неизменны — они были, есть и всегда будут теми же самыми. Концепция Демокрита содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и не-сотворимости материи.Атомы нах-ся в бесконечн. движении. это движение опр-ся самими атомами, поэтому никакое событие не может возникн. случайно.Все действия чел-ка заранее предопределены и он несвободен, но все происх. соб. не пресл. к-то опред цель.Душа - врем. соединение атомов.О значении, которое он придавал чувственному познанию, свидетельствует его концепция так называемых эйдосов, или образов. Эйдосы возникают между предметом, вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух некое подобие предмета, которое втискивается во влажную часть глаза. Однако чувствами воспринимается лишь то, что образовалось в результате соединения атомов. Понять же сущность можно лишь путем рационального познания. Целью его этики является достижение "доброй мысли". Путь к этому лежит через жизненную уравновешенность и умеренность. Счастлив тот, кто довольствуется немногимДемокрит одним из первых поним.,. что общество сущ-ет. благод. раздел.труда. потребн-ти опред. созн-е людей и формир. чел. руки, уми сообр-ть. человек должен разумно наслажд. жизнью. он должен нах-ть веру во всём. и основой для этого явл-ся обучение.