Основные разделы в системах классической и неклассической философии
- Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.; - Гносеология как учение об общих законах и формах познания; - Логика как учение о нормах и законах мышления; - Эстетика как учение о красоте и гармонии мира; - Этика как учение о нравственном отношении человека к миру. учения о бытии философия выступает как онтология (учение о сущем).Социальная философия учение об обществе, анализ наиболее общих вопросов его возникновения, функционирования и развития. Философская антропология – учение о человеке и основополагающих принципах его бытия. Функции философии: 1) мировоззренческая (Мировоззрение : мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) ценностно-регулятивной функция философии (усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам).
Основные философские школы Древней Индии
Джайнизм.Основатель - джина. сформулир джайнизм, осн проблема - освобождение от страстей. достичь освобожд. можно только достигнув мудрости, знаний, которые заложил джина, а так же особым образом поведения, основанном на этих знаниях, кот в конечн. счёте сводится к аскетизму.Критический аспект джайнизма по отношению к ранним ведиче-ским традициям —отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности — связанного с жертвоприношением людей и животных), и более «либеральное» отношение к женщине. жина счит., что вещи облад. постоянными св-вами и случайными св-вами. к пост. отн-ся: неживая субст., кот. делоится на материю и пространство, время, условие движения и покоя. осн. св0вом живой субст. счит-ся наличие души. душа совершенна, ее возм-ти безграничны, но душа склонна отождествлять себя с телом, что делает ее зависимой от страстей, а осн. причина страстей - незнаие жизни, поэтому познание освобожд. душу от материи и о страстей.Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки и, подобно «атомам», могут переходить из тела в тело. Благодаря этому «непосредственному смыканию» души с любым, сколь угодно малым и удаленным, телом, становится возможным непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела — духовное видение.Буддизм. Возник он в VI — V вв. до н.э. как одно из многих еретических учений, но уже в Ш в. до н.э. был провозглашен официальной религией.счт-ся, что принц Будда жил в 6 в до н.э., но буддистк. лит-ра в Ф возник. значит. позже. Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Их комбинация составляет то, что принято называть телом, ощущениями, впечатлениями, переживаниями, душевной жизнью и душой. Отсюда следовал вывод: душа и тело не есть что-то постоянное и устойчивое, они находятся в непрерывном изменении, состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.
Древнекитайская философия
Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма, представленная творчеством Лао-цзы. "Когда низкий человек слышит о дао, он смеется. Если бы он не смеялся, это не было бы дао". Основоположником даосизма считают Лао-цзы, которому приписывают "Трактат о Пути и Силе". Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре учения стоят понятия "дао" (путь). Вселенную нельзя привести в порядок искусственным путем, ей нужна свобода для проявления ее изначальных качеств. Задача человека в связи с этим состоит в том, чтобы настроиться на вселенский ритм "дао" и не привносить ничего суетного. Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности. Философское творчество представлялось мудрецом как живое, спонтанное рождение, возбуждаемое животворящей энергией предельно совершенных частиц, которые несут в себе духовно-телесный код Поднебесной. Однако в "дао" не надо верить как в некую запредельную силу. "Дао" ничего не вносит в жизнь человека и ничего ему не обещает. Человек уже имеет все в природе. Доверять надо себе, своей исконной связи с природой. Учение о "дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций (551—479 до н.э.). В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению человека к природе и другим людям. Главным звеном конфуцианской системы является концепция "человеколюбия" ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др. Венцом всех добродетелей выступают правильные семейные отношения, мир и счастье страны.