Специфика постановки и своеобразие решения философских проблем в классической немецкой философии.
Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире.
Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской и, следовательно, мировой культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
18 век. Это век эмпирических учений. «Век Просвещения».
Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи
Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.
Локк (в конце 17 века) предлагает систему, когда через чувства воспитывается разум человека. Появляется британский эмпиризм: Д. Беркли, Давид Юм. Основные идеи их в том, что чувства поставляются плотью, а мышление основано на чувственном восприятии. Поэтому без чувств мышление не возможно.
Проблемы философии 18 века: Через разум возможно движение к Божеству. Мышление воспитывается через чувства. Чувства необходимы для познания Бога
19 век. Идеализм.
Одна из черт интеллектуальной жизни 19 века – разрыв между художественными и научными занятиями.
Если раньше мыслители занимались наукой и искусством с позиций общего принципа гармонии, то в 19 веке под влиянием романтизма возникла жесткая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его экспериментами, казалось, подавляет дух свободы и исканий, который требуется от художников. Научный подход не позволит открыть секреты природы – этот взгляд разделял и Гете, хотя он не был романтиком.
В то же время появилось расхождение между наукой и философией.
Огромное влияние науки поднимает новые социальные проблемы этического характера.
Осталось требование – не выходить за рамки опыта и объяснения его. Это было связано с обращением к Канту и его последователям. Искать причины феномена и стремиться объяснить переход к миру ноуменов, где категории и объяснения не применяются – оказалось несбыточным. Такой подход к научной теории характерен для целого поколения ученых, которые интересовались философским содержанием исследовательской деятельности.
Содержательной линией сравнения классики и современности может стать интерпретация взглядов на предмет философии, объектом методологического сравнения становятся стили мышления. Картина мира не таинственна и постижима имеющимися в распоряжении деятельного человека средствами.
Немецкая классическая философия с точки зрения современной философии характеризуется как некая общая ориентация, идейная стилистика мышления.
Классика интерпретируется в качестве культурно-философски-методологического стандарта применения субъективной способности человека полагания своего Бытия в мире[5. С.102].
Во второй половине 19 века под влиянием романтиков с их субъективизмом, возрастает интерес к проблемам нерационального вообще.
Именно во второй половине 19 века появляется так и называемая «иррационалистическая» философия. Это учения Шопенгауэра, Кьеркегора,
Ницше, Дильтея, интуитивиста Бергсона.
Хайдеггер объявлял Шеллинга вершиной немецкой классической философии. К немецкой классической философии обращаются, отыскивая в ней нерациональное или иррациональное.
Если дальше проследить развитие иррационалистических идей по хронологии – то мы придем к философскому психоанализу, экзистенциализму и т.д.
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
- повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
- особое внимание уделила проблеме развития;
- значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
- взглянула на историю как целостный процесс.
21. Сущность и содержание основных философских проблем, получивших новое звучание в философии марксизма.
Основные представители:Карл Маркс ,ФридрихЭнгельс. Марксизм-антипод гегелевской философии (идеализма).
Совместные труды:1945 «Немецкая идеология», «Святое семейство».
1867 «Капитал: критика политической экономии» два последних тома Энгельсом дописывались.
1844 «экономико-философские рукописи»- атеистический гуманизм (освобождение человека от религии, право отчуждения человека в труде)
Отчуждение-потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.
от процесса труда
от результата труда
от собственной сущности
от друг друга
Работник-придаток огромного механизма. Рабочая сила –товар за деньги. Продукт результатов переходит к капиталисту. Существует единая концепция марксизма:
диалектический материализм (диамат), исторический материализм и научный социализм(коммунизм)
диалектический материализм (диамат)-философское направление, изучающее закономерности, сущности бытия, отношения человека к миру и изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Утверждает первичность материальной относительности сознания.
3 закона движения и развития материи:
-Закон единства и борьбы противоположностей ;
-Закон перехода количества в качество и обратно;
-Закон отрицания отрицания.
Материя- единая основа мира! Сознание- свойство- материи!
Системообразующие принципы:
1.принцип единства, целостности бытия как универсал. развивающ.системы
2.материя-объект.действительность;мышление-субъект.действительность.
3.принцип материальности мира («несознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» - К критике полит.экономии)
4.принцип познаваемости мира - критерий нашего познания (стоимость соотношения наши знаний объективной реальности- это общественно-производственная практика)
5.принцип развития (проявляется в накоплении человеч.опыта в достижениях естественных, технических наук) .Развитие- разрешение противоречий(у Гегеля в процессе мышления, у Маркса- в процессе общественно-экономических отношений)
6.принцип преобразования мира (цель развития - любое достижение свободы) – всесторонне гармония развития личности, раскрытие творческих способностей, достижение соц. Справедливости и равноправия членов общества(коммунизм)
7. принцип партийной философии (связь между философскими концепциями и мировоззрением человека, а также соц. структурой общества)
2. исторический материализм-теория развития общества разработанная, Марксом, Энгельсом и Ленином. Осн. положения были изложены в «критике к полит. экономии»
Материальн. производство - фундамент. основа общества. Источник любых процессов и определяет общественное сознание, то, как производим, то для кого производим. Историч. процесс-смена общественно-экономических формаций (ОЭФ). ОЭФ-совокупность определён. Общественных отношений в историч. плане. Общество –система с определенным уровнем развития производительных сил :люди –(исполняющие опред.функцию, обладающие определённым производственным опытом, навыками) и средства труда: предмет труда(то на что направлена деятельность)и орудие труда(то с помощью чего). Уровень развития производительных сил характеризуется уровнем разделения труда, стоимостью развития науки и техники.
Производственные отношения- отношения между людьми, которые складываются в процессе общественного производства и в процессе движения продукта от производства к потреблению. Устройство любой ОЭФ: надстройка(вторична, но обладает самостоятельностью- может соответствовать базису, отставать от него или опережать)-совокупность политических, правовых, религиозных институтов обществе, а также нравственно эстетическими и философ. воззрениями в этом обществе) и базис (материальное производство, как сочетание производительных сил и производственных отношений, складывается в способ производства). Состоит из 2 антагонистических классов: трудящиеся и собственники средств производства.
ОЭФ:
1. Первобытнообщинный строй- низк. уров. эк. развития, оруд. труда, не производится прибавочный продукт, нет классового разделен.
2. азиатский способ производства (гос-общинный строй)- прибавочный продукт создаётся, новый класс управленцев, в их руках материал. блага и привилегии. Начало ч/cобствен, неравенства и рабовладения.
3. Рабовладение (класс рабов и рабовладелец, рабы не имеют собственности на средства производства, рабовлад организуют производство)
4. феодализм(класс феодалов и зависимых крестьян)Производство –с/х ведётся трудом зависимых крестьян. Полит. надстройка- монархич. тип правления. Сословная соц. структура.
5. капитализм(капиталисты + рабочие)- всеобщее право ч/cобственн на средства производства. Капиталисты организуют производство, чтобы присваивать прибавочный продукт. Рабоч существуют на з/п. Форма правления: различные вариации демократии. Механизм побуждения к труду: эк. принуждение, рабочий ни чем не может обеспечить жизнь, кроме з/п.
6. Коммунизм-скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. Теоретическая формация, которая должна прийти на смену капитализму. Все средства производства в общественной собственности, труд- всеобщий характер, нет классового разделения. Человек трудится сознательно, с пользой обществу. Общество даёт любые блага. Упраздняются товарно-денежные отношения.
3.научный социализм-переход. Форма от капитализма к коммунизму. Обобществление средств производства, сохр тов-ден отнош, присутств. эк. принуждения и от каждого по способностям каждому по возможностям. Черты коммунист. общества: плановая организация производства, начало исчезновения разделения тр, нет разницы между физич и умств трудом; труд-потребность ч/з которую осуществл самореализация человека, уничтож классовые различия, исчезает религия, человечество становится свободным. , небывалый НТП. Политическая экономия –трудовая теория стоимости +прибавочная стоимость(разница между созданной в процессе труда новой стоимостью и стоимостью рабочей силой) .Проявляется в формах приб, %, налоги, ренты)-для накопления.
Из всей сущности марксизма можно выделить основные философские проблемы марксизма:
1.тождества бытия и сознания, в том числе общественного сознания и общественного бытия;
2. проблема применимости принципа материалистического монизма к многомерной истории;
3соотношения цивилизационного и формационного подходов к развитию общества;
4.проблема отчуждения человека в различных обществах и культурах;
5.проблема соотношения прав человека (индивида) и приоритетов общества (коллектива);
6.проблема восприятия учения Маркса интеллигенцией и другими слоями российского общества, зависимости этого восприятия от их философской культуры.
Но как бы ни интерпретировать эту или иную проблему, связанную с именем Маркса и актуальную в наше время, исследователи обращаются к трудам Карла Маркса. А это означает, что его творческое наследие живо, участвует и долго будет продолжать участвовать в духовном развитии человечества.