Статус философии и проблемы философских дискуссий в Новое время
Новым временем называется исторический период с 17 века. В это время в наиболее развитых странах (Англии, Голландии , Франции):
быстро развиваются капиталистич. отношения.
Происходи переоценка сложившихся представлений о мире, человеке, знаниях.
В «обиходе» образ человека предпринимателя
Знания нужны для пользы.
Наука должна делать открытия, открывает законы природы и изобретать то, что может быть использовано на практике.
Статус философии выражается в следующих чертах:
беспретендентная потребность человека в науке:
- для производства (чем больше благоденствие тем счастливее человек)
- для нового класса – буржуазия наряду с дворянством и церковью
2. ослабление диктатуры церкви и власти дворянства
3. наука и разум инструменты преобразования и созидания мира
4. Солипсизм - теорет. Установка, согласно которой весь мир видится как произведение сознания «Я» Если мир воспринимается, т. е. существует, если наоборот, если его нет!
В силу этого в философии выдвигаются проблемы теории познания ( в разделе гносеологии), в частности:
что значит знать?
что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика?
В философии для ответа на многие вопросы выделяли субъект и объект: Субъект-носитель познавательной деятельности, объект-то на что направлена эта деятельность.
Гносеология в этом случае должна опираться на онтологию, выдвинувшую следующие постулаты
1. Бог-творец Мира объективного и создатель человека
2. он вложил в человека естественный свет разума.
Существовали врожденные идеи: идея Бога, чисел, фигур.Мыслителейинтересовала проблема определения источника человеческих знаний (чувства/разум). Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм.
Родоначальником эмпиризма (направление, в гносеологии основанное на чувственном опыте) является Бэкон. Поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: магию, аристотелевскую логику .Его основная работа «Новый Органон».
Цель: изучения природы и овладения ею.
Наука должна приносить практическую пользу: «Знание – сила». Основным источником познания Ф. Бэкон считает чувственный опыт.
1.Бог(непознаваем)
2.природа(должны изучать).
Он исследует основные возможные ошибки на пути опытного познания. Он предостерегает как от крайностей эмпиризма («путь муравья»), так и догматизма («путь паука»), отдавая предпочтение сбалансированному «пути пчелы», которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.
Успешному познанию природы мешают заблуждения в нашем сознании (идолы). Он выделяет 4 рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем.
Путь познания индукция(к общему)
Совсем иначе подошёл к проблеме истины Р. Декар). «Рассуждения о методе» Задача философии достигать истинное знание. Истина (совпадение действительности опыта практики и мысли) - достоверное знание и всеобщее.
Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагает человечество. Ничего не принимать на веру. Декарт формулирует знаменитый тезис « я мыслю, следовательно, существую». Я сомневаюсь, я существую. Основная черта философского мировоззрения – дуализм. две равноправные субстанции(то что лежит в основе мироздания): материальную и духовную. Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность(пространство). Материя однородна, а потому количественно измерима. Материальный мир сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей. Разрабатывает механистическую картину природы. человек как единство материальной и духовной субстанций. Т. о.
1.выводит рационалистический метод- филос. осмысление и обобщение приёмов открытия истин.
2. Интеллектуальная интуиция- здравый разум без сомнения
3 дедукция(к частному)-позволяет вывести неизвестное из ранее известного и определит это.