Вопрос №28. Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии. Методы и формы эмпирического, теоретического уровней познания.
Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Выделяют два уровня познания: чувственный(эмпирический)- когда на основании наших чувств осуществляется познание и теоретический. К уровням (этапам) чувственного познания относят: ощущение - отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные. Ощущение - элементарный чувственный образ. Восприятие - целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей, свой дом, даже если мы находимся далеко от них. В представлении мы имеем обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием. К уровням теоретического познания относят: понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Суждение - высказывание, которое базируется на реальном отражении и связанное с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Умозаключение - сравнение нескольких непротиворечивых суждений, на основе которых, делается какой то вывод. Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания. Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методы эмпирического познания: эксперимент; наблюдение. Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества; это целенаправленное наблюдение и измерение объекта в спец-но созданных и сознательно изменяемых условиях. Эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей, которая предполагает опытное моделирование явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на это явление; измерение результатов воздействия и взаимодействия. Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки какого- либо явления. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Процесс наблюдения– это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный хар-р, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых средств. В отличии от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий. Методы теоретического познания: Индукция - вывод от частного суждения к общему. Дедукция - вывод от общего к частному. Анализ - расчленение объекта на элементы. Синтез - соединение элементов в единое целое.
Вопрос №29. Учение об истине. Истина и заблуждение. Диалектика объективной абсолютной и относительной истины.Обычно истину определяют соответствующие знания объекту. Истина - это адекватная инф-ия об объекте, получаемая по ср-вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о., истина сущ как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина - есть св-во знания, а не объект о познания. Истина - это адекватное отражение объекта, познающая субъектом. Истина воспроизводит реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Т.о., истина - это соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Истина - это знания, которые адекватно отражаются в нашем сознании. Но чел-во редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения отражают одностороннюю объективную действительность. Заблуждение обусловлено относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремление к реализации замыслов в ситуации неполной инф-ии. Заблуждения имею гносеологические, психологические и социальные основания. Но заблуждения следует отличать от лжи. Ложь - искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого- либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление. Теория познания связана с проблемой полноты, глубины и точности отражения объектов исследования. Форма выражения истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Т.о., все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. К абсолютным истинам относят достоверно- установленные факты, даты, событий, рождения и смерти. Абсолютная истина- это такое содержание знания, которая не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее содержание знания об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию явл конкретность истины (предполагает точный учет всех условий). Конкретность - это св-во истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных св-в, тенденций его развития.