Вопрос №16.Классическая немецкая философиия. Гносеологии и этика И.Канта.
Особенности немецкой классич философии тесно связаны с соц-историч условиями развития Германии в конце 18-первой половине 19 в Германия в этот период времени оставалось отсталой, раздробленной почти на 300 самостоятельных территорий. Немецкая буржуазия неспособна была выступить против феодализма. Практический опыт Английской и Французской революций создал предпосылки для развития философско-теоретич мышления, результатом чего явилось разработка в рамках немецкой классической философии идеалистической диалектики. Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается только в 18 в. Наиболее последовательно это проводит родоначальник немецкого идеализма И.Кант. Тем самым Кант осуществляет переворот в философии, рассматривая познание как деят, протекающую по своим собственным законам. Впервые не хар-р и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Классич немец философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика- это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Докритический период Кант предлагает рассмотреть немеханическую картину. В 1755 г в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»: он говорит, что все тела во Вселенной состоят из материальных частиц — атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся. Уже в «докритический период» перед Кантом стояла проблема возможности познания (научного). Поэтому в 70 гг. он переходит от натур философии к вопросам теории познания. «Критический период». Его работы: «Критики чистого разума» в 1781 г, «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». «Вещь в себе» и «явление». Т о, «вещи в себе», по Канту, потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма. Формы чувственности. Кант делил все знание на опытное (pastorioi) и доопытное (apriori). Опытное выводится индуктивным путем, т е на основе обобщенных данных опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу. Кант ввел воображение в теорию познания. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Философ рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. Формы рассудка. Рассудок — это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант разрабатывает систему категорий рассудка: 1) количество: единство, множество, целокупность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: присущность, самостоятельность существования: 4) модальность: возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность.
Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека — учение о разуме. Предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. Этическое учение. Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.
На первое место Кант ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия. Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение.
Вопрос №18. Антропологизм Л.Фейербаха. Л.Фейербах(материалист) - немец философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании чел как высшего продукта природы, рассмотрении чел в неразрывном единстве с ней. Природа - основа духа. Она должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность чел. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией». За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек- это, абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем — обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т.е. Бога. Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность представляют собой естественные силы. Из всех человеческих чувств Л.Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. По Л.Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя видеть предписания к благоговейному отношению чел к чел, в первую очередь возвышенному чувству взаимной любви. Сосредоточившись на чел, на его чувствах дружбы и любви, Фейербах стремился именно на этих нравственно психологич началах создать теорию созидания общ-ва, в котором царствовали бы любовь и справедливость.