Вопрос №4. Характерные черты учения философов милетской школы, Гераклита, атомистов,элеатов
Поиск первоначала (основы) мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалес (VII-Vi вв. до н.э.)первоначалом всего, считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему., она пронизывает собой всё. Анаксимен основой космоса считал воздух, процессы сгущения и разряжения которого, выражают природу движения. Анаксимандр- апейрон (неопределенная субстанция, вечное, бесконечное нечто). Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистических отождествляли природное и божественное. Они попытались за отдельными св-вами увидеть общее и объяснить мир из него самого, найти первоначало всего сущего.
Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита Эфесского (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).(материалист) Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня. Гераклит имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего. Вследствие этого все изменяется, течет; нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V – IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Несмотря на это, атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания. Последователь Демокрита Эпикур конкретизировал учение Демокрита и в отличие от него полагал, что органы чувств дают абсолютно точные представления о свойствах и особенностях предметов и процессов окружающей действительности.
Вопрос №6. Учение Платона.
Платон (427–347 гг. до н.э.).(объект.идеалист) Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности.Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо. Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П. руководствуется своей классификацией частей души. Разумной части должен соотв разум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств. и семья - подрывают условия общества. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины.
Вопрос №5. Учение Сократа
Сократ (469 – 399 до н.э.). Сократ перешёл от натурфилософии к философии человеческой субъективности, обратившись к космологии и антропологии, поставив чел и чел разум в центр своих философских изысканий. «Познай самого себя!» - этот призыв стал исходным пунктом сократической философии. Он считал, что если чел хочет познать мир, то должен сначала познать самого себя, а если хочет сдвинуть мир, то должен сначала сдвинуть самого себя. Сократ был глубоко убеждён в том, что изучение природных явлений ничего не меняет в жизни чел – поэтому философия должна стать «наукой жизни человеческой». Его волновали проблемы благочестивого и нечестивого, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, благоразумного и неразумного – всё то, что даёт чел знания для постижения самого себя, управления и совершенствования. Он вводит термины «идея» и «идеальное». «Я знаю только то, что ничего не знаю», - любил повторять Сократ. Такая позиция заставляет чел отправиться на поиски истины, и чем больше он будет постигать, тем больше у него будет возникать вопросов, тем больше граней неизведанного будет высвечиваться на этом пути. В практике Сократа диалог стал основным методом нахождения истины. С. применял так называемое правивальное искусство, называемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведении. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. С. прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Бог выступает у него как высший принцип справедливости. Чел жизнь должна быть воплощением этого принципа. Главное, по Сократу, это вера в высшие ценности жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте путём внутреннего совершенствования. В вопросах этики С, развивал принцип рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, что такое добро и не станет поступать дурно. Ведь добро – есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Его политич воззрения основывались на убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и порядочным, обладающим искусством гос управления.