Вопрос №2. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие «материальное» и «идеальное», «первичное» и «вторичное». Материализм и идеализм. Гносеолог. и соц. корни идеализма
Вопрос №1. Мировоззрение
Мировоззрение- это обобщенная система взглядов чел (и общ-ва) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деят, судеб чел-ва; совокупность обобщенных научных, философских, соц-полит, правовых, нравствен, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Элементами мировоззрения служат: мироощущение (эмоционально- психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств). Здесь фиксируется лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Мировосприятие (формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений; создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений). Миропонимание (познавательно - интеллектуальная сторона мировоззрения). Здесь происходит отражение по средствам понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений. Т.о, философия- это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она раскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и чел. Историч типами мировоззрения явл: мифологич мировоззрение, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение заключает в себе поиск единства природы и общ-ва, мира и чел; в нем запечатлено поэтическое богатство т мудрость различных народов. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окр мир, олицетворялись, одушевлялись. В мифологии отсутствуют отчетливые разграничения мира и чел, мысли и эмоций, знаний и художественных образов. Т.о, мифологическое мировоззрение- это целостное миропонимание, в котором различные представления связаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. Религиозное мировоззрение. Религия- это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонней - «земной», естественный, и потусторонний- «небесны», сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии. Философское мировоззрение- это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения (ядро), вокруг которого образовались обобщенные обыденные взгляды житейской мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философское мировоззрение как бы биполярно, и его смысловые «узлы»- мир и человек нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отн-ий чел к миру. Философским мировоззрением обладает только тот чел, который определил свою позицию в отн-ии к миру, к самому себе и решил для себя, что есть мир. Это выражается в решении основного вопроса философии: как относится сознание (идея, дух, Бог) к материи (бытие)? Мировоззрение человеческих сообществ, соц групп, личностей подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеят, т е выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в кач-ве определяющих, жизнь общих воззрений. Каждый чел или соц группа, выделенная по тому или иному признаку (по классовой принадлежности, соц положению, уровню образования) имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, общие представления ор мире и жизненные программы. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов определяющих видение, понимание мира, место в нем чел, поведение и действия людей.
Агностицизм Д.Юма
Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Одной из заметных тенденций в теории познания 17 в стала тенденция агностицизма, т е создание таких философских теорий, которые отрицали познаваемость мира. Крупнейшими представителями этого направления были англ. философ Д. Юм и немец философ И. Кант. Юм выступал против материалистического понимания субстанции. Считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится «ассоциация восприятий» чел, присущая обыденному, а ненаучному познанию. Агностицизм Юма основывался на предпосылке, согласно которой чел может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатлений явл теоретически незаконным. Получается, что впечатления, восприятия отгораживают чел от внешнего мира. Юм отгораживается, т.о, как от самого внешнего мира, замыкаясь в себе, своем сознании, так и от теорий, согласно которым сами впечатления субъекта отражают внешний мир. Юм полагает, что внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятия. Все восприятия Юм разделял на два вида: "впечатления" и "идеи". Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные - это впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичные - впечатления внутреннего опыта (желания, страсти). Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения. Идеи могут соединяться между собой и, т о, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, или, как он называет, ассоциаций. Ассоциации Юм рассматривает настолько важным свойством, присущим человеческой природе, что называет их принципом. Первый вид - это ассоциации по сходству. Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам. Второй вид - это ассоциации по смежности в пространстве и времени. Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на значительном удалении от него. Третий тип - это ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни. Ассоциации для Юма - один из видов отношений, которых он насчитывает довольно много, но из всех отношений причинные отношения - основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности - главный центр его гносеологии. Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую "естественную религию" - веру в сверхприродную причину, Юм отвергает доказательства существования Бога, которые основываются на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира.
Вопрос №6. Учение Платона.
Платон (427–347 гг. до н.э.).(объект.идеалист) Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности.Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо. Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П. руководствуется своей классификацией частей души. Разумной части должен соотв разум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств. и семья - подрывают условия общества. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины.
Вопрос №5. Учение Сократа
Сократ (469 – 399 до н.э.). Сократ перешёл от натурфилософии к философии человеческой субъективности, обратившись к космологии и антропологии, поставив чел и чел разум в центр своих философских изысканий. «Познай самого себя!» - этот призыв стал исходным пунктом сократической философии. Он считал, что если чел хочет познать мир, то должен сначала познать самого себя, а если хочет сдвинуть мир, то должен сначала сдвинуть самого себя. Сократ был глубоко убеждён в том, что изучение природных явлений ничего не меняет в жизни чел – поэтому философия должна стать «наукой жизни человеческой». Его волновали проблемы благочестивого и нечестивого, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, благоразумного и неразумного – всё то, что даёт чел знания для постижения самого себя, управления и совершенствования. Он вводит термины «идея» и «идеальное». «Я знаю только то, что ничего не знаю», - любил повторять Сократ. Такая позиция заставляет чел отправиться на поиски истины, и чем больше он будет постигать, тем больше у него будет возникать вопросов, тем больше граней неизведанного будет высвечиваться на этом пути. В практике Сократа диалог стал основным методом нахождения истины. С. применял так называемое правивальное искусство, называемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведении. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. С. прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Бог выступает у него как высший принцип справедливости. Чел жизнь должна быть воплощением этого принципа. Главное, по Сократу, это вера в высшие ценности жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте путём внутреннего совершенствования. В вопросах этики С, развивал принцип рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, что такое добро и не станет поступать дурно. Ведь добро – есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Его политич воззрения основывались на убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и порядочным, обладающим искусством гос управления.
Будущность человечества.
1. Возрастание численности людей. В 3-м тысячелетии численность всех людей возрастет на много порядков, в основном за счет внеземной части человечества.
2. В первом тысячелетии люди еще не знали пределов Земли, не знали друг о друге (Америка, Австралия, частично Африка и Евразия практически ничего не знали друг о друге). Во втором тысячелетии люди узнали пределы Земли, узнали друг о друге, стали взаимодействовать друг с другом. В третьем тысячелетии люди создадут космическую цивилизацию, освоят околосолнечное пространство и с большой долей вероятности начнут осваивать галактическое пространство. Может быть, даже они выйдут за пределы галактики, и будут осваивать пространство Метагалактики. Если во втором тысячелетии люди ничего не знают о существовании внеземных цивилизаций, а лишь предполагают, что таковые существуют, то в третьем тысячелетии, безусловно, будут установлены контакты с внеземными цивилизациями.
3. В третьем тысячелетии сильно изменится биологический тип человека. Будет идти, с одной стороны, процесс дивергенции, расхождения генетических типов людей вследствие увеличения разнообразия условий их космической жизни, а, с другой, процесс конвергенции, схождения генетических типов вследствие естественного или искусственного смешения типов.
4. В 3-ем тысячелетии люди увеличат продолжительность своей жизни как минимум, на порядок.
5. Вполне возможно создание небиологического и/или смешанного (биотехнического) типа человека.
6. В 3-м тысячелетии люди освоят околосветовые скорости, а может быть и сверхсветовые.
Вопрос №1. Мировоззрение
Мировоззрение- это обобщенная система взглядов чел (и общ-ва) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деят, судеб чел-ва; совокупность обобщенных научных, философских, соц-полит, правовых, нравствен, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Элементами мировоззрения служат: мироощущение (эмоционально- психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств). Здесь фиксируется лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Мировосприятие (формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений; создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений). Миропонимание (познавательно - интеллектуальная сторона мировоззрения). Здесь происходит отражение по средствам понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений. Т.о, философия- это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она раскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и чел. Историч типами мировоззрения явл: мифологич мировоззрение, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение заключает в себе поиск единства природы и общ-ва, мира и чел; в нем запечатлено поэтическое богатство т мудрость различных народов. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окр мир, олицетворялись, одушевлялись. В мифологии отсутствуют отчетливые разграничения мира и чел, мысли и эмоций, знаний и художественных образов. Т.о, мифологическое мировоззрение- это целостное миропонимание, в котором различные представления связаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. Религиозное мировоззрение. Религия- это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонней - «земной», естественный, и потусторонний- «небесны», сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии. Философское мировоззрение- это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения (ядро), вокруг которого образовались обобщенные обыденные взгляды житейской мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философское мировоззрение как бы биполярно, и его смысловые «узлы»- мир и человек нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отн-ий чел к миру. Философским мировоззрением обладает только тот чел, который определил свою позицию в отн-ии к миру, к самому себе и решил для себя, что есть мир. Это выражается в решении основного вопроса философии: как относится сознание (идея, дух, Бог) к материи (бытие)? Мировоззрение человеческих сообществ, соц групп, личностей подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеят, т е выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в кач-ве определяющих, жизнь общих воззрений. Каждый чел или соц группа, выделенная по тому или иному признаку (по классовой принадлежности, соц положению, уровню образования) имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, общие представления ор мире и жизненные программы. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов определяющих видение, понимание мира, место в нем чел, поведение и действия людей.
Вопрос №2. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие «материальное» и «идеальное», «первичное» и «вторичное». Материализм и идеализм. Гносеолог. и соц. корни идеализма
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов. Один из вопросов- «Что такое философия?». Философия- это сложная и внутренне противоречивая сфера духовной жизни общ-ва и его мировоззренческая основа, одна из форм общественного сознания. Философия вкл в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общ-ва, учение о чел и его бытие в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и твор-ва, этику, эстетику, теорию культуры, свою собственную историю. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия м/ж частями, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Все существующие философские учения имею своим предметом один комплексный вопрос: Что есть мир? Что есть чел? Каково отн-ие чел к миру? Общ-во - это не совокупность индивидов, а рез-т их взаимодействия. Объективные процессы складываются в рез взаимодействия людей. Т.е, общ-во сущ объективно.Т е, основной вопрос философии- вопрос об отн-ии материи, природы к сознанию, идее, духовному- имеет две стороны. Первая сторона - что явл первичным (т е, что существует вечно и причину имеет в самом себе): материя, природа или сознание, идея? Вторая сторона – состояние в познании. На первую сторону основного вопроса философии возможно 3 варианта ответов: 1) первична материя, природа, а сознание- св-во высокоорганизованной материи (чел), вторично. Такое направление в философии получило название материализм. Материализм (от лат - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. 2) Первично сознание, а материя, природа- его творение- вторичны. Такое направление в философии получило название идеализм. 3) Сознание и материя вечны и только взаимодействуют - дуализм. Дуализм утверждает равноправие двух первоначал- материи и сознания. Идеалистическое направление в философии разделилось на две ветви - объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты признают, что создавшее мир духовное начало, существует объективно, до чел, вне его сознания, т е провозглашают независимость идей Бога, духа от сознания чел. Субъективные идеалисты утверждают зависимость внешнего мира, его св-в и отн-ий от сознания чел, т е признают реально существующим только сознание. Разделились философы в поисках ответа и на вторую сторону основного вопроса философии. Вторая сторона основного вопроса философии сост. в познании. Проблемы познаваемости мира. Выделяют 3 основные линии познаваемости мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив отрицают познаваемость мира, говорят, что мир нельзя познать. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности знания. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм- абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания.