Классика и неклассика: отличительные черты
Классическая философия (философия немецкого классического идеализма) стремилась к систематической целостности, завершенности, монистичности. В основе этого стремления лежала вера в естественную упорядоченность мироустройства, доступную рациональному постижению. Она исходила из представления о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Человек рассматривался как укорененный в этом миропорядке, обладающий гарантированным местом в прогрессивно развивающемся потоке истории. Все глубины мировых связей, включая внутренний мир самого человека, доступны для самосознающего субъекта. В основе традиционной этики либерального общества лежали идеи главенства человека над природой, главенства разума в человеке и вера в неудержимый прогресс общества на началах разума, свободы и справедливости.
С конца 19 века эти традиционные ценности оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализации. Появилась, оформилась неклассическая философия.
Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии.
1. Разграничение ценности и бытия.
2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы.
З. Построение эстетики как науки.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.
Неклассическая философия, оформившаяся во второй пол. 19 века, ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители некласс. философии пытались объяснить мир (как и «классики») с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти в рамках него новые, оригинальные подходы.
Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
К неклассическому типу философии относят «философию жизни» в различных ее проявлениях (это направление представлено творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм, постмодернизм. Философия жизни в противовес классической философии говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.
Неклассика МАРКС Карл (1818—1883): диалектич. и историч. материализм. идеолог коммунизма.
Диалектический материализм: Первичность материи (обществ. бытия) и вторичность сознания (обществ. сознания). Сознание – отражение. Мир – движущаяся материя (вечна и бесконечна), ее всеобщие формы – движение, пространство и время. Мир – единство многообразного: неорганич. и органич. природы; механич., физич. и химич. явлений; жизни растений, животных и человека. Всеобщее единство и развитие. Сознание – свойство мозга, отражение. Идеальное — продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира. Познавательный опимизм. Практика — основа формирования и источник, осн. стимул и цель познания, сфера применения и критерий истинности его результатов. Познание мира отд. человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр. человека есть, т. о., продукт обществ.-историч. процесса. Конкретность истины, абсолютная и относительная, объективная истина. Категории и законы.
Исторический материализм: Экономика определяет политику. Базис определяет надстройку: материальные отношения (удовлетворение потребностей) определяют идеологич. обществ. отношения. Обществ.-экономич. формации (первобытно-общинный строй, рабовладельчество, феодализм, капитализм (+восточный способ производства)+ коммунизм (социализм)). Прогресс способов производства (силы+отношения). Изменение – из противоречия между уровнем производит. сил (внутр. содержания процесса развития) и производств. отношениями (движение – революция и эволюция). Движущая сила развития – классы в их борьбе. Европоцентризм и детерминизм. Люди – не только продукт обстоятельств, они активно изменяют эти обстоятельства (прогресс свободы). Причина классов и классовой борьбы – частная собственность; политика и идеология – закрепление и оправдание экономич. интересов эксплуататоров. Гос-во — аппарат насилия. Религия – опиум народа. Коммунистический идеал: Роль пролетариата и его диктатура. Роль интеллигенции: «Тезисы о Фейербахе» (1845): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 4). «обобществление средств произ-ва», идея непрерывной революции, бесклассовое общество. Капитал: теория прибавочной стоимости.
КЬЕРКЕГОР Серен (1813—1855), иррационализм и романтизм. Утверждение самостоятельности и свободы личности. Субъективная («экзистенциальная») диалектика (переживаю, следовательно, существую). Стадии: эстетическая, этическая и религиозная. 1 - эмоциональное наслаждение в отказе от обретения «истины» своего существования (Дон Жуан); этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние». 2 – отдание своей личности в служение обществу (Сократ). Подлинное отчаяние. 3 – парадокс религ. опыта (Авраам). Рационализация религии – её деградация.
ШОПЕНГАУЭР Артур (1788 — 1860). «Мир как воля и представление». Субъект и объект – соотносит. моментs, из к-рых складывается мир как «представление». Мир сам по себе – слепая, безосновная «воля к жизни», к-рая дробится в бесконечном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». Но множество объективаций воли существует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — адекватных объективации воли. Высшая ступень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется в сфере иск-ва и морали. Иск-во — создание гения, основывающееся на способности «незаинтересованного созерцания», в к- ром субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект — как идея. Высшее из иск-в — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, а потому существующий мир – «наихудший из возможных» («пессимизм»). Подлинное основание морали – чувство сострадания, благодаря к-рому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
НИЦШЕ Фридрих (1844— 1900). Философия жизни. Иррационализм.
«Рождение трагедии из духа музыки» (1872): два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллек- туальное). Идеал равновесия этих полярных начал. Афористический стиль («То, что меня не убивает, делает меня сильнее»).
«Так говорил Заратустра» (1883—84): философия в притчах и метафорах.
«жизнь», «воля к власти» - само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д. Вечное Возвращение. Миф о «сверхчеловеке» культ сильной личности, романтич. идея «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. «Последний человек». Радикальная критику всех «ценностей», в т. ч. христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократич. идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступает с проповедью эстетич. «имморализма». По ту сторону добра и зла – чтобы обрести свою собственную мораль из своей воли-к-власти.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 — 1936), философия жизни. «Закат Европы». Основа - органич. жизнь, подвергнутая неогранич. расширению. Культура - «организм» с жёстким сквозным единством, обособленый от других, подобных ему «организмов». Единой общечеловеч. культуры нет. Великие культуры: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко- римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Вопрос русско-сибирской культуры. Срок развития – ок. 1000 лет, внутр. жизненный цикл: весна – лето – осень – зима (или биоаналогия: зарождение – расцвет – старость). Цивилизация – смерть культуры (массовость, бездушность, механицизм и техницизм, бесплодие).
ФРЕЙД Зигмунд (1856—1939), основоположник психоанализа. Психоанализ — психотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Я-Оно-Сверх-Я (сознательное-бессознательное-цензор). История индивидуального развития человека: оральная сексуальность – анальная сексуальность – генитальная сексуальность. Комплексы Эдипа и Электры, комплекс кастрации. Феномен вытеснения. Инфантильная амнезия. Перенос. Принцип удовольствия и принцип реальности. Инстинкт Эроса и инстинкт Танатоса. Принцип Нирваны. Интерпретация культуры и религии на основе психоанализа.
29. Философия марксизма: основные понятия и идеи.
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, созданное Марксом (1818-1883 гг.) и Энгельсом (1820-1895 гг.) и претендующее быть теорией создания бесклассового общества в результате уничтожения последнего эксплуататорского класса – буржуазии с помощью диктатуры пролетариата.