Концепция философии Сократа.
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.
Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:
“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.
Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.
18.Философия Платона: основные понятия и идеи
1. Общая характеристика личности и творчества Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Бол-во произвед. Платона напис. в форме диалогов.
2. Платон – основоположник идеалистического направления философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения явл. следующие:
- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа». Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
-«единого»; -«ума»; -«души».
«Единое»: - является основой всякого бытия;\
-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»: - происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
- противоположен «единому»;
-является сущностью всех вещей;
-есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»: - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
4. Гносеология (учение о познании) Платона. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: - поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
-«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает -не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
-высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Проблема государства в философии Платона. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
-монархия – справедливая власть одного человека;
-тирания – несправедливая власть одного человека;
- аристократия – справедливая власть меньшинства;
-олигархия – несправедливая власть меньшинства;
-демократия – справедливая власть большинства;
-тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, 2-мя стабильными и оптимальными формами м.б. - аристократия и монархия.
6. Платоновский проект государства. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
-все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
-работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
-воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
-философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
-философы и воины не должны иметь частной собственности;
-жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
-не существует брака, все жены и дети общие;
-допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
7. Значение философии Платона. Историч. Знач. философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое собрание фундамент. Произвед.; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
8. Академия Платона. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии
19.Философия Аристотеля: основные понятия и идеи
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.Аристотель – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.