Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.
Структура мировоззрения:
1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру).
2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребности чел. мыслить и действовать опред. образом).
3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений).
4)идеалы (более совершенное по сравнению с настоящим, должное сост-е реальности, к кот нужно стремиться). исторические типы мировоззрения: мифологич, религиозн, философс, повседневно-обыденное и научное.
Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.
Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Философское – система наиболее общих, рац-но обосн-ых теор предст-й о мире,человеке, принципах его д-сти и отн-и к миру. Оно строится (в отличии) на основе акт-сти чел разума, его позн д-сти, произ-ва знаний о всеобщем. Религ же основ-тся на традициях, внутр опыте. Разум чел-ка играет в религии подчиненную роль.Обыденное – сов-сть знаний, форм-хся в различных сферах жизни чела поср-вом повседн опыта вз-вия с природной и соц реал-стью, а также в ходе самопознания.Научное складывается вместе с возн-ем и разв-ем науки. Главную ее часть образуют открытые наукой законы, на основе кот-х форм-тся с-мы научных знаний – теории.
Специфика философского мировоззрения
Основными чертами философского мировоззрения являются:
• философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;
• философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;
• философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;
• философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.
5.Предмет и структура философии.
Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития, как целостную систему. Философия возникла одновременно в 5 веке до н.э. на Западе/Др. Греция и на Востоке/Древний Китай, Индия, Персия. Философия включает онтологию — учением о бытии, гносеологию — учение о познании, аксиологию — учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. Структура философии:-теоретическая(логика, антология, гносеология)-практическая(философские дисциплины)
Функции философии.
Мировоззренческая (выроботка обобщ предст-й о мире, месте чела в нем);методологическая(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.);
Гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности);
Аксиологическая (момент отценки исследуемого объекта);
Прогностическая (развитие представлений о буд чертах и формах природы и соц явл-й, путях и разв-я); Культурологическая (она выявляет и формирует наиболее общие идеи и
представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности);
кумулятивная (обобщает науч знания и формирует картину мира);
регулятивно-эбристическая (фил-ия разработала общую систему принципов и норм научной деятельности);
логическая (категориальный аппарат в философии);
социально-критическая (стратегические цели и приоритеты развития общественности культуры)