Образы философии в истории культуры.
Образы философии в истории культуры.
Ф. и наука.
Исторически формировалось научное сознание и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления. Ф. как определ. формы знания содержит в себе научный опыт. Исходя из этого можно указать ряд особенностей Ф., которые роднят ее с наукой.
1) Категориально-теоретический тип знания, при котором и философия и наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методы.
2) В классической версии и Ф. и наука высоко оценивают истину как нормативный идеал познания. Именно они провозглашают истину высшей и самодостаточной познавательной ценность.
Ф. и искусство.
Как в Ф. так и в иск-ве одним из главных предметов изучения является чел., его духовный мир, образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и худож. всегда направлены на ценности пластической культуры, формирование определенных идеалов и представлений о прекрасном, безобразном и т.д. И Ф. и иск-во нацелены на раскрытие сферы значений и явлений культуры, а также личностных смыслов.
Ф. и религия.
Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которм зафиксирована идея Бога, его присутствие в мире.
Образы Ф.
Ф. как любовь к мудрости.
Данный образ сложился еще в античности и отраж. высокую оценку роил и статуса Ф. и фил. общ-ва, которое всегда вызывает чувство высокого почтения.
Ф. как образ жизни.
Предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы, на основе размышлений, общений, непосредственного опыта, жизни и познание окружающей действительности.
Ф. как идеология.
Складывается обычно в таких соц. системах, где господств. жестокие тоталитарные режимы и репрессивные формы гос. управления и власти.
Ф. как наука.
Ф. рассматривается как воплощение научной рациональности и огромной познавательной способности чел. в деле преобразования окружающего мира.
2.
Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.
Структура мировоззрения:
1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру).
2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребности чел. мыслить и действовать опред. образом).
3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений).
4)идеалы (более совершенное по сравнению с настоящим, должное сост-е реальности, к кот нужно стремиться). исторические типы мировоззрения: мифологич, религиозн, философс, повседневно-обыденное и научное.
Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.
Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Философское – система наиболее общих, рац-но обосн-ых теор предст-й о мире,человеке, принципах его д-сти и отн-и к миру. Оно строится (в отличии) на основе акт-сти чел разума, его позн д-сти, произ-ва знаний о всеобщем. Религ же основ-тся на традициях, внутр опыте. Разум чел-ка играет в религии подчиненную роль.Обыденное – сов-сть знаний, форм-хся в различных сферах жизни чела поср-вом повседн опыта вз-вия с природной и соц реал-стью, а также в ходе самопознания.Научное складывается вместе с возн-ем и разв-ем науки. Главную ее часть образуют открытые наукой законы, на основе кот-х форм-тся с-мы научных знаний – теории.
Функции философии.
Мировоззренческая (выроботка обобщ предст-й о мире, месте чела в нем);методологическая(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.);
Гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности);
Аксиологическая (момент отценки исследуемого объекта);
Прогностическая (развитие представлений о буд чертах и формах природы и соц явл-й, путях и разв-я); Культурологическая (она выявляет и формирует наиболее общие идеи и
представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности);
кумулятивная (обобщает науч знания и формирует картину мира);
регулятивно-эбристическая (фил-ия разработала общую систему принципов и норм научной деятельности);
логическая (категориальный аппарат в философии);
социально-критическая (стратегические цели и приоритеты развития общественности культуры)
Майевтика и ирония
Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.
Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.
Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.
Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.
Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).
Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:
— материалистическая мировоззренческая ориентация;
— идеалистическая мировоззренческая ориентация;
— атеистические взгляды;
— деистические взгляды.
В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:
— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;
— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:
— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;
— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.
На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755):
— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;
— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.
Философская герменевтика.
Герменевтика (греч.) – толкование. Рассматривается как способ систематического исследования специфики проблем понимания и истолкования. Это искусство возн. еще в античности, где оно носило священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, который не давал прямых указаний, но говорил намеками. Позднее в античной мысли традиция поиска священного смысла текста уступает место ученому толкованию. Об этом свидетельствует работа Аристотеля «Об истолковании».
В античной традиции выд. 2 различных способа истолкования текста:
1. Грамматический способ. Суть – переформулировать текст, ученый сохран. смысл старого текста.
2. Аллегорическое толкование. Священный текст обретал новый смысл в контексте мышления того человека, кто истолковывал данный текст.
В средневек. Евр. культ. иск-во истолкования применялось для объяснения священного писания, где истолкование наз. словом ЭКЗЕГЕТИКА. Однако, рассуждения об истолковании не в античн., ни в средн. века не носили систематического характера. Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в 18 в. Распростр. данный термин получил благодаря немецк. протестантск. теологу Конраду Данхауэру. Иск-во истолкования впоследствии сложилось в герменевтическое триединство.
1. Толкование теологических дисциплин,
2. Толкование юридических дисциплин,
3. Толк. филологических дисциплин.
Образы философии в истории культуры.
Ф. и наука.
Исторически формировалось научное сознание и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления. Ф. как определ. формы знания содержит в себе научный опыт. Исходя из этого можно указать ряд особенностей Ф., которые роднят ее с наукой.
1) Категориально-теоретический тип знания, при котором и философия и наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методы.
2) В классической версии и Ф. и наука высоко оценивают истину как нормативный идеал познания. Именно они провозглашают истину высшей и самодостаточной познавательной ценность.
Ф. и искусство.
Как в Ф. так и в иск-ве одним из главных предметов изучения является чел., его духовный мир, образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и худож. всегда направлены на ценности пластической культуры, формирование определенных идеалов и представлений о прекрасном, безобразном и т.д. И Ф. и иск-во нацелены на раскрытие сферы значений и явлений культуры, а также личностных смыслов.
Ф. и религия.
Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которм зафиксирована идея Бога, его присутствие в мире.
Образы Ф.
Ф. как любовь к мудрости.
Данный образ сложился еще в античности и отраж. высокую оценку роил и статуса Ф. и фил. общ-ва, которое всегда вызывает чувство высокого почтения.
Ф. как образ жизни.
Предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы, на основе размышлений, общений, непосредственного опыта, жизни и познание окружающей действительности.
Ф. как идеология.
Складывается обычно в таких соц. системах, где господств. жестокие тоталитарные режимы и репрессивные формы гос. управления и власти.
Ф. как наука.
Ф. рассматривается как воплощение научной рациональности и огромной познавательной способности чел. в деле преобразования окружающего мира.
2.