Взгляды на понятие о диалектике.
Естественно задаться вопросом: а есть ли другая логика, которая более правдоподобно, реально отражает действительность и формирует мышление? О ней и пойдет речь. Назовем ее диалектической логикой по основаниям, которые будут введены в дальнейшем. Мышление, основанное на закономерностях такой логики, назовем диалектическим мышлением.
Сегодня в словарях, справочниках, статьях, учебниках и монографиях можно найти много различных толкований понятия диалектики. Для полноты картины представлений и суждений об этом непростом предмете полезно привести некоторые из них.
Диалектика – процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
Диалектика – наука о самых общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика – метод познания действительности в ее противоречии, целостности и развитии.
Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.
Приведенные выше определения показывают нам естественное изменение понятия: от беседы до науки, от процесса до метода.
Помня о заблуждениях обыденной логики, будем иметь в виду, что ни одно из определений нельзя отбросить, как ложное, а стоит попытаться найти в них что-либо общее. А общее в них следующее:
- Предметом диалектики является «действительное», то есть то, что действует и проявляется.
- В естественном диалектика выделяет процессы. Если быть точными, то в центре сферы этого понятия – изменчивость и свойства изменчивости. Изменчивость может быть выражена как движение, как процесс или как-то иначе, но во всем этом главное – изменчивость свойств, состояний естественного.
- Диалектикой называют законы изменчивости естественного и отражение этих законов в нашем сознании. В первом случае диалектика образуется из сведений о законах, которым подчиняется изменчивость в естественном мире, во втором – из сведений об этих сведениях. Первые дают представления о том, как происходят изменения в естественном мире, вторые – о том, как это знание применять к пониманию мира, это метод познания естественного. Мы будем говорить и о том и о другом, стремясь тот час же превратить знания о естественном в способы мышления и понимания действительности.
- Диалектика как метод познания признает различия в естественном и выстраивается на поиске их единства. С позиции этой древней науки естественное существует в многообразии своих свойств. В наиболее конструктивной и «жесткой» трактовке многообразие различных свойств естественного рассматривается ею как многообразие противоположностей. Диалектика рассматривает естественное как целое в противоположностях.
- Диалектика как метод познания основывается на представлении о том, что изменчивость естественного мира есть свидетельство его развития, непрерывного обновления бесконечного разнообразия всех его свойств.
Следовательно, законы изменчивости естественного мира есть законы его развития в противоположностях.
При просматривании этих суждений о диалектике может возникнуть впечатление о ней как о некоторой общей технологии понимания действительности. В этом впечатлении скрывается опасность такого рода: «общее - значит весьма отвлеченное от конкретного». На самом деле уже в этих определениях понятия диалектики состоялось чрезвычайно конкретное конструирование отношения к действительности. Приняв их, мы уже совершили выбор. Мы как бы согласились утверждать о мире, по крайней мере, следующее:
· в основе существования мира лежит проходящая через него полярность, антиподы которой в той же мере противоположны друг другу, сколь и тяготеют друг к другу;
· мир существует в виде непрерывного движения, которое проявляется как изменчивость в отношениях между полярностями в каждом его состоянии.
· движение как взаимодействие между полярностями подчиняется
определенным законам («отрицанию отрицания» как инверсии соотношения между полярностями, «ритма» и другим);
· совместное действие этих (диалектических) закономерностей приводит к развитию мира как изменению его качества.
Это очень конструктивно, это весьма «жесткая» позиция в отношении к миру. Далее мы всего лишь попытаемся удержаться и исчерпать эту точку зрения на мир и на мысль о нем. Это поможет нам избавиться от заблуждений обыденной логики и, возможно, увидеть мир более красивым, себя - более уместными в нем, а людей - более близкими. При этом мы будем помнить, что приобретем заблуждения иного рода (диалектика верна). И это естественно, поскольку, как Вы помните, по словам Р. Тагора, «... функции нашего разума - познать истину посредством заблуждения».