Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным.
6. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, который многие философы XX века называли «роковым».
М.Хайдеггер считал, что отказ от понимания бытия в его метафизическом смысле – не результат каких-то учений, философских построений. Совсем наоборот: философия отказалась от темы бытия в силу того, что в Европе произошли какие-то мировоззренческие сдвиги, которые сам он называл «онтологическим нигилизмом». Нигилизм – отрицательное отношение к чему бы то ни было. Онтология – учение о бытие как оно есть вне и независимо от человека. Поэтому «онтологический нигилизм» означает отказ от признания существования такого бытия, а в пределе – отказ от Бога. Причем, по мысли М.Хайдеггера, этот «нигилизм» принял всемирно-исторические размеры, и в процессе отказа от Абсолюта (Бога) вовлечены многие народы Нового времени. Такова судьба Европы, и как всякая судьба, она не может быть причинно объяснена.
Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия. Отказ от проблемы бытия, от метафизики – не просто взгляд, которого стали придерживаться те или иные мыслители, в той или иной стране. Это историческое свершение, выразившееся, прежде всего в изменении мирочувствования, мирооощущения, мировоззрения. Произошедшие изменения (бытийно-онтологические) философия только зафиксировала, выразив на своем языке.
Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового времени.
1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни и деятельности людей. Отсюда замкнутость в субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту, превращается, как писал русский религиозный философ отец П.Флоренский, либо во внешне-полезную (достижение корыстных ближайших интересов, связанных с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не духовного развития). Замкнутость на субъективном проявилась и в языке. Появляется слово «изобретение» вместо прежнего «обретения». П.Флоренский пояснил, что «изобретение» признает меня (тебя), т.е. человека, главными творцами всего, позволяет сказать о произведении искусства: «Мое», даже если оно является компиляцией. Человек стал говорить и творить от себя, забыв, что апостол Павел учил: «Ибо от самого Господа принял, что и вам передал... Мы – посланники от имени Христа, и как бы сам Бог увещевает через нас» (ПП Кор.5:20). «Обретение» – нечто, иное. Этим словом люди выражали уверенность в том, что все созданное ими – результат не их субъективных усилий и фантазий, а объективно сущее, но проявленное с их помощью. Поэтому-то в средние века перед каждым актом учения, творчества и любого иного деяния люди молили Бога о помощи и благодарили за нее в конце. В нашей культуре «онтологического нигилизма» только монахи-иконописцы придерживаются упомянутого правила: они долго постятся, молятся, прежде чем приступить к написанию иконы; они не изобретают, а обретают в иконе Божью благодать.
2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь, стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Такую мировоззренческую
установку воспроизводил в своей философии основатель рационалистической
культуры Запада Р.Декарт. Он писал, что можно сомневаться, существует ли
субъективный мир – Бог, природа, другие люди, даже мое собственное тело, но
нельзя сомневаться в том, что я мыслю, а следовательно, существую. Более того,
употребляя термин «бытие» в тексте, Р.Декарт сразу же оговаривается, что он
просит у читателя разрешения на пользование данным термином: схоластики,
т.е. средневековой философии и теологии. Это свидетельство того, какой резкий
сдвиг в мировоззрении людей произошел на рубеже XVI - XVII веков. Философы
Нового времени связывают проблему бытия лишь с человеком, отказывая
бытию в объективности.
3. Ослабление идеи существования величественного объективного бытия
Абсолюта, Бога и т.д. сопровождается переоценкой времени: никто уже не
думает о вечности. Время человеческого существования рассыпается на
«взаимоисключающие точки – мгновения: здесь и теперь, там и тогда».
(П.Флоренский). Точка – мгновение, как временной интервал, не в состоянии
вместить в себя всю полноту мыслей и чувств человека, связанных с
переживанием вечности: ее вместимость ограничивается набором сиюминутных
потребностей «я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и
абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жизни, он сводит все
смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих
(«слишком человеческих», как говорил Ницше) потребностей. Суетная жажда
устроить жизнь «здесь» и «сейчас», насытиться ей перед смертью, за которой
пустота и тлен, – такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.
4. Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменять
мир, опираясь при этом на законы мировоззрения, открытые разумом.
Формируется убеждение в деятельности природы человека, в его назначении
переделывать поденный мир. Так в известном II-тезисе о Фейербахе Маркс писал, что философы раньше лишь различным образом объясняли мир, тогда как дело заключается в том, чтобы его изменить. Чтоб что не создано Богом, т.е. не вечно, рукотворно. На мир перестали смотреть как на Божественный порядок; все превратилось в поле конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменить невозможно: его можно только объяснить. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества), способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научного социализма – все они исходили из предположения возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельных сил человека.
Онтологический нигилизм, задав своевременный вектор движению европейской истории, привел к господству материализма, но не просто в теории, а прежде всего в жизни. Материальные потребности стали ведущими, доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес. Активизируется человеческая деятельность, ориентированная на пользу и экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования стали материальные потребности.
Таким образом, мировоззрение Нового времени строились на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму – сознание.