Характеристика бытия Парменидом
Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Одно едино и неизменно, абсолютно не имеет внутри себя деления на субъект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среда которых на первом месте Истина. Добро. Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину, а наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Отсюда и вполне то определенное толкование Парменидом человеческого мышления: оно получает знания в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Поэтому процесс логического доказательства, используемого отдельными людьми, не имеет решающего значения ни для самого процесса их мышления, ни для оценки истинности знания.
Истина же бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к. смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной.
Проблема бытия и судьба западного мира. Выдающийся философ XX века М.Хайдегтер, посвятивший сорок лет своей жизни проблемам бытия, утверждал, что вопрос о бытие и его решение Парменидом предрешили судьбу западного мира, который рождался в поэтических изречениях античного философа. Что имел в виду Хайдеггер? В чем смысл такой предрешенности?
С одной стороны, в культуру и мировоззрение было введено представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.
Западный мир воспринял это представление и предложил развитие идеи трансцендентного подлинного бытия. Но если существует подлинное бытие, то, следовательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Поэтому европейский мир на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постигать инобытие мысли, изучал ее, тренировал ее способность работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела данную способность мысли до невообразимых высот. С другой стороны, если существует подлинное бытие, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, в совершенствовании, приближающем его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Разного рода социальные утопии, которыми полна история Запада, явились своеобразным следствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.
Желание людей Запада победить неправду земного бытия исторически реализовалось двумя путями. Первый был ориентирован на практическое, предметно-деятельностное воздействие на земной мир с целью его перестройки; деятельность направлялась на внешне-вечное; обряды в религии, государственное устройство, способ экономической жизни и т.д. Это - путь бунтов и революций, главным моментом которых был слом неподлинного бытия и строительство на его «обломках» подлинного мира – мира всеобщего равенства, свободы, братства.
Второй путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Проблема неподлинности бытия остается, но теперь она переносится с внешнего мира на внутренний. Люди, ставшие на этот путь, стремятся переделать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми, монахами, описан в Житиях святых, представлен в деяниях Сергея Радонежского. Оптинских старцев и др. Небезынтересно отметить, что многие русские мыслители в канун революции 1917 г. призывали интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с не подлинностью бытия.
Итак, во-первых, проблему бытия Парменид не придумал, не изобрел, опираясь на субъективные фантазии: она имела реальные жизненные (экзистенциальные), корни, отражала вполне определенные запросы и потребности общества. Он лишь сформулировал ее на языке философии и попытался философскими методами и способами найти ее решение. Во-вторых, вопрос о бытие и ответ, данный на него философом, в какой-то степени предопределили мировоззренческие и ценностные установки западного мира.
В-третьих, нельзя отождествлять Парменидово бытие (Абсолют, Благо, Добро и т.д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного бога и личного к нему отношения. Бытие – это безличностная трансцендентная реальность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обратиться с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским бытием; ему достаточно было уверенности в том, что бытие, как абсолютная мысль есть гарант устойчивости человеческого существования.
В-четвертых, решение проблемы бытия Парменидом открыло возможности для метафизики, т.е. учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, но и о нематериальном бытие, независящим ни от человека, ни от человечества, искать идеальные последние причины природных сущностей и, в конце концов, – всего существующего.