Материалистическое понимание истории в философии марксизма

Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось в процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический материализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.
Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса "Немецкая идеология" (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как "...последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями

Свое начало история человеческого общества берет в мире материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории "общественное бытие", "общественное сознание", "производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.

1.Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.
Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: "В хижинах думают иначе, чем во дворцах".

2. В "Капитале" Маркс характеризует производство как целесообразную деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил.

Производительные силы представляют собой конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства, называются производственными. Они соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то или иное соединение средств производства с рабочей силой.

Производственные отношения в обществе определяются формами собственности. Каждая из основных форм (первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации.
Производственные отношения в обществе определяются формами собственности. Каждая из основных форм (первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации. (Способ производства)
История общества, есть прежде всего, история способов производства. Все коренные изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами производства.

3. "Совокупность производственных отношений, - говорит Маркс, - составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Каждому типу базиса соответствует определенный тип надстройки. В обществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку.

4. формационная теория. Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимся в развитии организмом, а история - закономерным процессом смены общественных форм, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими более широкие возможности для развития материального производства, общественной жизни в целом. К. Маркс писал: "Моя точка зрения состоит в том, что я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс...". Общество "не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами". Маркс выделяет 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная капиталистическая, коммунистическая, состоящая из двух фаз – социализм и коммунизм.
Каждая высшая общественно-экономическая формация отличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда, которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительных сил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждая новая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению со старой формацией.

5. Социальные революции - важнейшие рубежи общественного развития, не только отделяющие одну общественно - экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность, поступательный характер исторического движения. Без социальной революции ни одна общественно экономическая формация не может занять место предшествующей формации.

Коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречия между производительными силами и производственными отношениями данного общества.

Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения. В ее ходе разрешается вопрос о власти. Будучи, по Марксу, неизбежными, революции являются законом истории, ее "локомотивами", обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.


6.Исторический материализм рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, который никем не может быть отменен и который осуществляется на основе объективных закономерностей, проходя через исторически необходимые этапы поступательного движения. Эти объективные закономерности действуют во всех общественно-экономических формациях и в то же время конкретно - исторически проявляются в специфических законах развития каждой из них.

Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они имеют конкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с определенными историческими условиями.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.
Объективная реальность социального создается и изменяется человечеством.

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического

взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс.

7. Анализ материального производства и его главной производительной силы - трудящихся - привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой общественно-политического развития.

Маркс пришел к научным выводам о решающей роли народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Марксистская концепция практики: практика - деятельность, направленная на преобразование природы и общества, характеристика жизнедеятельности человека. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, ибо трудовая деятельность людей - основа общественной жизни.

Категория практики была введена и в теорию познания, как источник, основа, цель познания и критерий истины. Это позволило не только преодолеть агностицизм, но и связать воедино теорию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.

8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ XVIII BEK XIX BEK XX BEK
Киевский митрополит Илларион (XI в.) Кн. Вл. Мономах (XII в.) Исихазм (XIV в.) «Нестяжатели»: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев (XV в.) «Новгородская ересь»(XVI в.) «Политическая философия» - игумен Филофей Философское обоснование самодержавия:И.Пересве-тов, Ермолай-Еразм, Ю. Крижанич, Патриарх Никон (XVII в.): «Церковная власть выше светсткой».   Философия православия: Киевско-могилянская духовная академия (Ст. Яворский, Ф. Прокопович, Г. Конисский) Московский университет: развитие светской филосо-фии на русском языке (Н. Поповский) М.В. Ломоносов – «корпус-кулярная философия» «Христьянский платонизм» - Г. Сковорода, М. Щерба-тов Антропология и политичес-кая философия: А.Н.Ради-щев «Философия тотальности» (славяно-фильство)–В.Веневити-нов, И. Киреевский , А. Хомяков, К. Аксаков «Философия индиви – дуальности» (западничество) - П. Чаадаев, Т. Грановский, М.Бакунин, В. Белинский, А. Герцен Материализм русских просветителей, революционеров-демократов: Н.Чернышевский, Л. Писарев, П. Лавров, (анархизм) «Общинный социализм» -Н.Михайловский. Интуитивно-художествен- ная концепция: А.Гри-горьев, Ф.Достоевский. Историософия: Н.Данилевский, К.Леон-тьев, Н.Федоров-«филосо-фия общего дела». Л.Толстой-рациональная религия Вл.Соловьев-теория богочеловечества Развитие марксизма: Г.Плеханов, П.Струве. В.И.Ленин – критика эмпириокритицизма, определение материи, примение диалектики в полилитике, учение о государстве нового типа, вклад в этику. Н.Бердяев-«религиозный персонализм» Социальная философия П.Сорокина Религиозные концепции Л.Шестова, И.Ильина, С.Булгакова, С.Франка «Русский космизм» - Н.Федоров, Н.Умов, А.Чижевский, К.Циолковский «Мистический космизм»-Е.Блаватская, Д.Мережковский, Г.Гюрджиев Теория биосферы и ноосферы-В.Вернадский. Философия и методология научного анализа-В.Степин, В.Швырев, П.Юдин

Наши рекомендации