Диалектический и исторический материализм
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА
Философские учения | Философские школы | Философские течения | Философские направления |
СИСТЕМА определенных, логически связанных взглядов, оценок, мнений. Исторически преходящи. Наиболее известные авторы учений: СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, ФОМА АКВИНСКИЙ, БЭКОН, Р.ДЕКАРТ, И.КАНТ, Г.ГЕГЕЛЬ, А.ШОПЕНГАУЭР, Ф.НИЦШЕ, К.МАРКС, ЭНГЕЛЬС, З.ФРЕЙД, Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Л.Н.ТОЛСТОЙ, В.А.ВЕРНАДСКИЙ, Н.А.БЕРДЯЕВ | СОВОКУПНОСТЬ философских учений, объединенных общими принципами. Более долговечны в истории. Наиболее известны: НЕОПЛАТОНИЗМ, НЕОТОМИЗМ, ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, НЕОКАНТИАНСТВО, НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, “ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ”, МАРКСИЗМ, ФРЕЙДИЗМ, НЕОРЕЛИГИОЗНЫЙ, МИСТИЦИЗМ, РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ, ПЕРСОНАЛИЗМ, ТЕОРИЯ НООСФЕРЫ | ОБОБЩЕНИЕ одних и тех же принципов, развиваемых нередко конкурирующими школами. В истории часто возрождаются: СУБЪЕКТИВИЗМ, ТЕОЦЕНТРИЗМ, ПОЗИТИВИЗМ, ПАНТЕИЗМ, МИСТИЦИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНОГО, КОСМИЗМ | СОВОКУПНОСТЬ философских течений, которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие принципиальные положения. Существуют длительное историческое время: МАТЕРИАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ОПТИМИЗМ, ПЕССИМИЗМ, СЦИЕНТИЗМ, АНТИСЦИЕНТИЗМ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ, СВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. |
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периодизация античной философии
· Досократовский период или ранняя философия
Это период оформления философии в VII-VI вв. до н.э. - до перелома в V веке до н.э., когда происходит переориентация от философии природы к философии человека и общества. Сюда относят милетскую школу (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), элеатскую школу (Парменид, Зенон..), Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора...;
· Классический период
С середины V века до н.э., почти до конца IV века - Платон, Аристотель, Демокрит;
· Эллинистический период
Конец IV века - II век до н.э. Возникновение ряда школ и направлений. Многие из них возникают под влиянием Платона и Аристотеля. Наиболее популярны - эпикуреизм, стоицизм;
· Римский этап
I век до н.э. - V-VI вв. н.э. Это скорее этап сохранения греческого наследия, чем его продолжения. По- прежнему, наиболее влиятельны эпикуреизм и стоицизм. Формируются начала христианской философии, выходящей за рамки той духовной атмосферы.
Основные черты античной философии
1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками («физис» - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была «религией» природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос «кто родил космос?», то философия - «из чего он произошёл?»
2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и онтологизм.
o Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;
o Онтологизм. Онтология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;
3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.
Учение о бытии
Демокрит
Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее. Атомы имеют свою величину, порядок и положение, они (вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе неизменны, следовательно, материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворённости Вселенной, убеждённость в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут.
Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. «Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость».
Платон
Первый последовательный идеалист античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе «Закон», где его онтологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания.
Идея существования вне материального мира, не зависит от него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием (материя, как таковая, в себе).
Мир идей, согласно Платона, расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.
Аристотель
Если о Платоне можно сказать, что он обобщил в своих работах почти все идеалистические системы до него, то Аристотель логически завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только философом, но и энциклопедистом.
Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того, Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по обществознанию, а так же по логике и методологии познания.
Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (онтология). Основой всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие.
Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.
У Аристотеля мы находим и самые общие определения движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение -это универсальное свойство бытия.
В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он различает четыре вида причин:
· Материальная. Содержится в самой первой материи, в её характере. В этом смысле она потенциальна;
· Формальная. Соединена с формой, как активный принцип, который творит из материи истинную реальность;
· Активная (движущая) причина - то, откуда идёт начало движения, то, что оформляет материю;
· Конечная (целевая) причина - объясняет цель и смысл движения - то, ради чего происходит движение.
Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и существует. Таким образом, познание конечной причины выступает целью познания.
Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение о целесообразности мира).