Проблема методов философии. Диалектика и метафизика
Философский метод -
это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: «Философский метод - факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.
Диалектика -
всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами являются:
· Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира («дорога в гору, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).
Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.
· Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.);
· Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).
Метафизика -
является противоположным диалектике методом познания. Её особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо чёрное».
Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других, имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.
Для познания, однако, вредны преувеличение, как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».
Функции философии
Специфика философии проявляется в её функциях. Основными функциями философии являются:
· Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;
· Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;
· Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе «мир-человек». Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;
· Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
· Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;
· Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ВИД | ВЕК | ШКОЛЫ | ||
Античная философия | (до н.э.) VI (1-я поло- вина) V (2-я поло-вина) IV III | Милетская Элейская Механистицизм, атомизм Пифагорейская Софизм Этические Стоицизм Гедонизм | НАТУРФИЛОСОФИЯ | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Учение о первоначале Парменид, Ксенофан, Зенон. Учение о Бытии. Эмпедокл, Левкипп, Демокрит. Пифагор Протагор, Горгий. СОКРАТ Платон. Аристотель Филон, Сенека, Марк Аврелий. Школа Эпикура. Лукреций Кар. |
Философия Средних веков (схоластика) | V XII XIII XIV XIII-XI XI, XIV, XV | Раннехристианская Западно-европейская Школа номиналистов Русская | Августин Блаженный Пьер Абеляр Фома Аквинский Дунс Скот Василий Кессарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоан Дамаскин Кн. Вл. Мономах, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, | |
Философия эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVI вв.) | XV | Антропоцентризм Пантеизм Теория гелиоцентризма | Дж. Пико делла Мирандола Парацельс, Н.Кузанский Н.Коперник, Дж. Бруно | |
ВИД | ВЕК | ШКОЛЫ | |
Философия Нового времени | XVII | Эмпиризм | Ф. Бекон – индуктивный метод Р. Декарт - субъективизм, научный метод, дуализм Т. Гоббс – метафизический материализм Б. Спиноза: ученье о субстанции (монизм) Г. Лейбниц: ученье о множественности субстанций |
Философия эпохи Просвещения | XVIII | Эмпиризм; дуализм Субъективный идеализм Сенсуализм; гуманизм Механицизм Гносеология | Дж. Локк Дж. Беркли, Д. Юм (солипсизм) К. Гельвицкий, Ж-Ж. Руссо, Дидро, Вольтер, Мелье Ж. Ламетри, П. Гольбах И. Кант |
Классическая философия | XIX | Идеализм Г. Гегель Л. Фейербах | И. Фихте, Ф. Шеллинг Диалектический метод на основе объективного идеализма; теория познания, философия истории Антропологический материализм, сенсуализм |
МАРКСИЗМ
(К. Маркс, Ф. Энгельс)
Источники:
· Политэкономия ( англ. А. Смит, Д. Рикардо)
· Социальная утопия (Фр. Бабеф, Сен-Симон, Фурье)
· Философия Гегеля и Фейербаха
ИТОГ: