Характер философского знания
Разнообразие подходов к определению предмета и задач философии
С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках истины. Кроме Пифагора эту мысль разделял Гераклит (V-VI века до н.э.).
· Софисты - считали смыслом философии умение доказать для себя (выгодное для общества);
· Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - «Задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. Философами рождаются, а не становятся».
· Аристотель - «Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия». «Философия - единственная из наук, которая существует ради самого знания и понимания».
Философию, таким образом, различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.
Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.
Особенности философского знания.
Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:
· любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);
· любая из них решает наиболее общие вопросы познания (познаваем ли мир, в чём смысл познания, применимы ли наши знания к внешнему миру, можно ли их использовать для его изменения и изменения самого себя);
· Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества;
· Любая философская теория изучает наиболее общие вопросы человека.
Философия как мировоззренческая система
Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.
Мировоззрение:
совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.
Мировоззрение имеет два уровня:
· мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный характер;
· миропонимание - отражение мира и человека с помощью понятий, носит рационально-теоретический характер («рацио» - разум, интеллект, мышление).
Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.
Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.
Категория:
наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).
Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.
1.2. Круг философских проблем и структура философского знания.
Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:
1. Онтологическая группа - в учении о бытии;
2. Гносеологическая группа («гносис» - знание) - проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;
3. Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);
4. Аксиологическая («аксио» - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;
5. Праксиологическая («праксис» - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);
6. Социально-философская группа - проблемы общества.
Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания.
Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта):
1. В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три позиции:
o Монизм - одно начало мира (материя или сознание). Выступает как материалистический или идеалистический (что первично? - материя или сознание?).
§ Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон – мир идей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). «Объективное» - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.
§ Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого сознания (Дж. Брекли: «Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях»; Дэвид Юм: «Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями»);
o Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);
o Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эмпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);
2. Вторая сторона:
o Агностицизм - мир принципиально не познаваем;
o Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности достоверного знания;
o Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;
o Оптимизм - утверждает способность человека получать достоверные знания (объективную истину).