Ф. Бэкон: эмпиризм, разработка индуктивного метода.
Родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей ф.
создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи
науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон
подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Бэкон отрицает понимание науки
как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы. Наука -
средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений.
Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках
и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он
называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов: 1. Идол рода -
главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства
человеческого разума. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять
показания чувств с реальными объектами. 2. Идол пещеры. Возникает за счет
субъективной оценки идей. Решение: самокритичная оценка своих способностей.
3.Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки,
что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка
соответствия терминов определяемых ими вещей. 4. Идол театра - ссылка на
ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы
они не были сформулированы.
По Бэкону всякое познание и изобретение должно опираться на опыт, т. е. от
изучения единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно
выделить два случая индукции: полная и неполная индукция. В науке приходится
прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе не обладает
строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по
возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты,
подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким
образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и
выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:
1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.
2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.
13. Рационализм Р. Декарта. Разработка дедуктивного метода.
Рене Декарт является одним из основоположников рационалистической философии 17 века. Он пытается применить математические методы в философии и идею о самодостаточности человеческого разума, чтобы получить неопровержимые истинные выводы. Декарт обращался к осмыслению сущности субстанциональных основ бытия мира. Следуя принципу пантеизма Р. Декарт понимает под субстанцией Божественную силу, всетворящую и вездесущую, которая проявляется в двух видах: 1.Мыслящая субстанция – свойственная человеческой душе и разуму, доступная только посредством интеллектуальной интуиции 2.Материальная – доступная человеку только посредством мышления. Только в мышлении мир предстает таким, какой он есть на самом деле. Само мышление – это деятельность ума на основе врожденных категорий, т.е. предельно обобщенных понятий.
Подлинное бытие человека невозможно без мышления: «Мыслю – значит, существую», «Как мыслю, так и существую». Истинное знание есть продукт мышления. Оно становится таковым, когда становится очевидным для разума. Истина есть соответствие мыслей вещам. Истинное знание мы можем получить только с помощью рационального мышления – мышления в научных понятиях. А когда мы имеем знание об общем, мы можем получить знание о частном с помощью дедуктивного метода.
Р. Декарт рассматривает природу как сложный механизм доступный для рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить рационально. Поскольку в природе нет зла, то и человек по природе добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло только с помощью рационального понимания всеобщего блага и вытекающего из него долга.
14. Философия эпохи Просвящения. Характерные черты:
- возвышение роли разума по отношению к вере;
- борьба против религиозных предрассудков;
- выступление против феодально-абсолютистского режима;
- материалистическая философия;
- выступление за свободу научного и философского мышления;
- представители «третьего сословия»: естествоиспытатели, философы и др.;
Невежество, религиозный фанатизм — причины чел. бедствий. Представители: Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Вольтер - считал необходимым существование бога для обеспечения нравственности. Деизм — учение, к-рое признает сущ-е бога как первоосновы мира, но затем мир развивается по собств. законам. Обращается к проблемам равенства (политическое, т.е. равенство перед законом). Миром правят мнения людей. Руссо - прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к устранению неравенства в меру уравнительного распределения. Монтескье — анализировал различные формы государства и правления. Средство обеспечения законности — принцип разделения властей.
Немецкая классическая философия, основные черты и эволюция. Классическая немецкая философия — философское направление 2ой половины 18векка и 1ой половины 19века, родоначальником которого был И. Кант — создатель трансцендентального идеализма. Его продолжатели и вмсте с тем критики, развившие собственные философские системы, - И.Г. Фихте, Шеллинг, Гегель; последний представитель — Фейербах — творец новой исторической формы антропологического материализма. В социальном плане немецкая классическая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. На философию наложили свой отпечаток экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, а также территориальная раздробленность Германии. В то же время нем.фил. испытала на себе влияние предшествующей фил.мысли Европы, в особенности философии 17века и эпохи Просвещения.
Основные характеристики:
идею свободы;
систематическую разработку диалектического миропонимания и диалектического способа мышления;
установку на создание философии как науки, её антифидеистический смысл. Фидеизм ставит на первое место теологию, на второе — философию, на третье — науку. Классики же нем.фил., напротив, поставили на высшее место науку и разрабатывали философию, учитывая исторически сложившиеся нормы и критерии научности.