Аристотель.Критика учении Платона об идеях.
Аристотель-греческий филосов и учёный-энциклопедист,ученик Платона,воспитатель 13го Александра Македонского.
Филосовская дея-ть Аристотеля обычно подразделяется на 3 этапа:
1)367-347 гг до н.э(20 лет)-начиная с 17го возраста и вплоть до смерти Платона в его Академии
2)347-334 гг. до н.э-годы странствий;343/342-340гг.до н.э-жил и работал в Пеле-столица Македонии по приглашению царя Филиппа 2 воспитывал его сына Александра
3)334-323гг.до н.э-2й афинский период преподает в Лике
Философия делится Аристотелем на три вода:
1)теоритическую цель которой-знание ради знания
-физическая(её предмет-то,что сущ-ет «отдельно»,т.е субстанционально и движется)
-математическую(то,что не сущ-ет «отдельно»,т.е абстракции и неподвижно)
-первая философия(собственно философия)
2)практическую цель которой-знание ради деятельности
-политика
-этика
3)пойетическую(творческую)цель который-знание ради творчества
-поэтика
-риторика
Критика учении Платона об идеях.
-не существует «чистых идей»,не связанных с окружающей действительностью,отображением которых яв-ся все вещи и предметы материального мира
-существует только единичные и конкретно опред вещи
-данные вещи наз-ся индивидуумами,т.е только конкр лошадь в конкр месте
В учении об искусстве Аристотель утверждал,что суть искусства-подражание.Он ввёл понятие «катарсис»-очищение человеческого духа,как цели театральной трагедии,предложил общие принципы построения художественного произведения.
Историческое значение философии Аристотеля:
Аристотелю свойственен систематизм и энциклопедический охват действительности сочетаются в то же время с противоречивой неясностью в решении ряда кардинальных проблем его философии.
-ожесточённая полемика против реальности платоновских эйдосов-признание нематериальных,вечных эйдосов(видов)природных сущ-в
-соотн между внекосмическим перводвигателем и «естественными»жвиженями элементов.
Эллинистическая философия
Эллинизм-трёхсотлетний период в истории среди земноморья и примыкающих к нему колониальных областей в Азии и Африке,которые оказались вследствие завоевания Александра 3 под властью Македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры.
Начало периода-338 г до н.э-конец периода-30 г. До н.э,
Особенности эллинистической философии:
-огр. Продолжение эллип.классической философии
-частичное изменение предмета философии
-некоторая утрата проблематика Платона и Аристотеля и возвращение к доскратии,но без соц.направленности
-удивительное яв-ние периода эллинизма
-нев.расцвет науки специализировались и отделились от философии
Философские школы эллинизма:
-Стоицизм-учение одной из влиятельных школ античности,основанной окло 300 г.до н.э Зеноном тз Китиона.Название Стоя происходит от «Расписанного Портика» в Афинах,где преподавал Зенон.Согласно стоикам,человек вовсе не рождён для наслаждения,жизнь полна страданий,человек должен быть готов к ним.Поэтому мудрец(мудрец,достигший добродетели-этический идеал стоиков)присущи умеренность,мужественность,справедливость.Настоящий мудрец не боится смерти,именно от стоиков идёт понимании философии,как науки умирать.Сократ для них образец.Однако,сходство с Сократом лишь в том,что они строят свою философию на знании.Но в отличие от него,они ищут добродетели не ради счастья,а ради покоя и безмятежности,апатии.Учение стоицинов делится на логику,физику,этику.
-Эпикуреизм-материалистическое направление древнегреческой философии.Названо по имени Эпикура(341-270 гг до н.э),учение которого получило широкую популярность и в Римской империи.Философия Эпикура-высший этап развития атомистического материализма.Он не только возродил атомизм Левкиппа и Демокрита,но и внёс в него оригинальное изменение:для объяснения возможности столкновения атомов,движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью,он ввёл понятие спонтанного «отклонения»атомов от прямой линии-Это-основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности,шаг вперёд по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита.
В теории познания Эпикур-сенсуалистОщущения сами по себе всегда истины т.к исходят из объективной реальности:ошибки возникают из истолкования ощущений.
В этике эпикурейцы-гедонисты:целью человеческой жизни они считали счастье понимаемое как удовольствие.Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждением.Эпикур был привержен идеалу меры.
-Кинизм-киники стремились не столько к построения законченной теории бытия и познания сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.Главное-что от них осталось в сознании последующих поколений-это не трактаты,которые они писали,а анектоды.
Последовав примеру Сократа киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса,сенсации,уличного скандала.Если Сократа ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали,то киники с вызовом именовали себя»гражданами мира»и обязывались жить в любом обществе не по его законам,а по своим собственным,с готовностью приемля статус нищих.Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма,смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической и умственной культуре,но удержавшего характерный для киников первес этики над другими филосовскими дисциплинами.