Философия как мировоззрение.Понятие основного вопроса философской системы.Социокультурные ценности.
Философия как мировоззрение.Понятие основного вопроса философской системы.Социокультурные ценности.
Философия-это мировоззрение как система общих теоритических взглядов на мир в целом,место в нём человека,уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.
С исторической точки зрения можно выделить три мировоззрения:
1)мифологическое
2)религиозное(опирается на фантаст представления о мире и вере)
3)филосовское(базируется на теорит методах постижения действительности,используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений)
Центральной проблемой философии яв-ся проблема сущности мира,его первоосновы в целом,отношения человека с окружающим миром.В 19 веке эта проблема была названа Энгельсом основным вопросом философии,вопрос о соотношении материального и духовного.Основнйо вопрос философии имеет 2 взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:
1)что первично-материя или созание?
Материализм-фил направление,признаёт первичность материи,природы,бытия и вторичность дух процессов-созания,мышления(Линия Демокрита)
Идеализм-фил мировоззрение,согласно которому первично созание(идеальное)как высшее дух начало,а материя,природа-вторичны(Линяи Платона)
Дуализм-фил учение,признающее равными,независимо существующими два начала:духовное и материальное
2)может ли человеческое созание познать мир?
2.Генезис философии. Сходство и различие философии с мифоми религией.
Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире
Эллинистическая философия
Эллинизм-трёхсотлетний период в истории среди земноморья и примыкающих к нему колониальных областей в Азии и Африке,которые оказались вследствие завоевания Александра 3 под властью Македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры.
Начало периода-338 г до н.э-конец периода-30 г. До н.э,
Особенности эллинистической философии:
-огр. Продолжение эллип.классической философии
-частичное изменение предмета философии
-некоторая утрата проблематика Платона и Аристотеля и возвращение к доскратии,но без соц.направленности
-удивительное яв-ние периода эллинизма
-нев.расцвет науки специализировались и отделились от философии
Философские школы эллинизма:
-Стоицизм-учение одной из влиятельных школ античности,основанной окло 300 г.до н.э Зеноном тз Китиона.Название Стоя происходит от «Расписанного Портика» в Афинах,где преподавал Зенон.Согласно стоикам,человек вовсе не рождён для наслаждения,жизнь полна страданий,человек должен быть готов к ним.Поэтому мудрец(мудрец,достигший добродетели-этический идеал стоиков)присущи умеренность,мужественность,справедливость.Настоящий мудрец не боится смерти,именно от стоиков идёт понимании философии,как науки умирать.Сократ для них образец.Однако,сходство с Сократом лишь в том,что они строят свою философию на знании.Но в отличие от него,они ищут добродетели не ради счастья,а ради покоя и безмятежности,апатии.Учение стоицинов делится на логику,физику,этику.
-Эпикуреизм-материалистическое направление древнегреческой философии.Названо по имени Эпикура(341-270 гг до н.э),учение которого получило широкую популярность и в Римской империи.Философия Эпикура-высший этап развития атомистического материализма.Он не только возродил атомизм Левкиппа и Демокрита,но и внёс в него оригинальное изменение:для объяснения возможности столкновения атомов,движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью,он ввёл понятие спонтанного «отклонения»атомов от прямой линии-Это-основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности,шаг вперёд по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита.
В теории познания Эпикур-сенсуалистОщущения сами по себе всегда истины т.к исходят из объективной реальности:ошибки возникают из истолкования ощущений.
В этике эпикурейцы-гедонисты:целью человеческой жизни они считали счастье понимаемое как удовольствие.Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждением.Эпикур был привержен идеалу меры.
-Кинизм-киники стремились не столько к построения законченной теории бытия и познания сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.Главное-что от них осталось в сознании последующих поколений-это не трактаты,которые они писали,а анектоды.
Последовав примеру Сократа киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса,сенсации,уличного скандала.Если Сократа ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали,то киники с вызовом именовали себя»гражданами мира»и обязывались жить в любом обществе не по его законам,а по своим собственным,с готовностью приемля статус нищих.Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма,смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической и умственной культуре,но удержавшего характерный для киников первес этики над другими филосовскими дисциплинами.
Философия как мировоззрение.Понятие основного вопроса философской системы.Социокультурные ценности.
Философия-это мировоззрение как система общих теоритических взглядов на мир в целом,место в нём человека,уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.
С исторической точки зрения можно выделить три мировоззрения:
1)мифологическое
2)религиозное(опирается на фантаст представления о мире и вере)
3)филосовское(базируется на теорит методах постижения действительности,используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений)
Центральной проблемой философии яв-ся проблема сущности мира,его первоосновы в целом,отношения человека с окружающим миром.В 19 веке эта проблема была названа Энгельсом основным вопросом философии,вопрос о соотношении материального и духовного.Основнйо вопрос философии имеет 2 взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:
1)что первично-материя или созание?
Материализм-фил направление,признаёт первичность материи,природы,бытия и вторичность дух процессов-созания,мышления(Линия Демокрита)
Идеализм-фил мировоззрение,согласно которому первично созание(идеальное)как высшее дух начало,а материя,природа-вторичны(Линяи Платона)
Дуализм-фил учение,признающее равными,независимо существующими два начала:духовное и материальное
2)может ли человеческое созание познать мир?
2.Генезис философии. Сходство и различие философии с мифоми религией.
Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире