Взгляд Сократа на государство и общество – кратко
Общество и государство, по Сократу, не представляют собою простой арены борьбы отдельных индивидуальных или групповых эгоизмов: в основе их лежит идея целого, некоторый освященный божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть «знающим».
Выходец из простых людей, соединявший утонченный аристократизм духа с демократизмом внешности и обхождения с людьми, Сократ – в противоположность наиболее распространённым в Греции воззрениям – высоко ценил физический труд и вообще трудовое начало.
10. Объективный идеализм Платона.
Система объективного идеализма Платона.
Афинский философ Платон происходил из аристократического рода. Взгляды Платона складываются в систему, в которую входят: учение о бытии; учение о Боге, учение о мире; учение о происхождении мира; учение о душе; учение о познании; учение о нравственности учения об обществе. Система объективного идеализма Платона состоит из: Онтологии, действительности, космологии, гносеологии, этике, идеальное государство. Прежде всего, оригинальным является учением об идеях. Согласно этому учению, мир чувственных вещей не есть мир действительно сущего: чувственные вещи находятся в непрерывном изменении, то возникают, то гибнут.
Всему тому, что у них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бесплотным прообразам, которые Платон называет идеями. Идеи вечны, неизменны, безотносительные, они не зависят от условий пространства и времени. По отношению к чувственным вещам идеи являются одновременно и их причинами, и теми образцами, по которым были созданы эти вещи.
Вместе идеи является также целью, к которой стремятся существа чувственного мира. Платоновская идея или, как часто ее называл Платон, "эйдос" - фактически объективное понятие. Идеальный мир Платона противостоит обычному миру не только как абстрактное - конкретному, сущность - явление, оригинал - копии, но и как добро - злу. Поэтому самой идеей у Платона выступает идея добра как такового - источник истины, красоты и гармонии. Идея хорошая безликая.
Идея хорошая выражает безликий аспект философии Платона, тогда как Бог-творец - личное начало. Бог и идея добра очень близки. Идея хорошая венчает пирамиду идей Платона. Философия Платона характеризуется также своеобразным противопоставлением тела и души. Тело - смертно, а душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, одолженных у тела космоса. Назначение тела - быть временным вместилищем души, ее рабом. Как и тело, душа создана богами. Души возникают из остатков той смеси, из которой Бог создал душу космоса.
По Платону индивидуальная душа состоит из двух частей: разумной и неразумной. С помощью первой части человек способен мыслить, а вторая способствует чувством: благодаря ей человек влюбляется, испытывает голод и жажду, бывает охвачена другими чувствами. Гносеология Платона основывается на противопоставлении тела и души.
Суть теории познания Платона заключается в тезисе, что "знание это припоминание того, что когда-то душа знала, а потом забыла. Метод припоминания - метод восхождения к идеям, к общему путем пробуждения в душе забытого знания, нахождения его в ней. Главным в методе припоминание есть искусство логического мышления, философской беседы, вопросов и ответов.
Платон выдвигает собственный образец государственного совершенства, в истории философии получила название "идеальное государство Платона". Строя собственный образец государства, он замечает, что все существующие виды государственного несовершенны потому, что социальная неравенство не соответствует естественной неравенства людей.
Такая естественная неравенство порождено неоднородностью души. В идеальном государстве существует три группы граждан, три состояния и такое государство полная добродетелей: она мудра мудростью своих правителей-философов, мужественная мужеством своих стражей, здравомыслящий послушание худшей части государства перед ее лучшей частью. Это государство наиболее справедливая, ибо в ней все служат ее как определенной целостности и все занимаются своими делами, не вмешиваясь в дела других.